Начало: ПОМНИ: повествование в обратном порядке. Часть I
Как же Кристоферу Нолану удалось использовать рассказ истории в обратном порядке не теряя внимания аудитории?
Главная причина успеха: Нолан использовал этот метод, задавая зрителям множество вопросов в ходе повествования.
Я хочу разделить эти вопросы на три уровня.
Первый уровень содержит наиболее значимые вопросы, которые движут фильм. Они представлены в первых нескольких сценах фильма, когда Леонард, протагонист, убивает Тедди.
Обстоятельства этого убийства заставляют нас задуматься:
Почему Леонард убил Тедди?
Действительно ли он был убийцей жены Леонарда?
И от каких секретов может прятаться Леонард?
Второй уровень вопросов соединяет несколько сцен и связан со снимками с Полароида. Леонард фотографирует всех, кого встречает, и делает короткие заметки на обороте.
Так, после того, как он забудет, кто есть кто, у него будет общее понимание об отношениях с ними. Как только зрители понимают этот принцип, появляется желание узнать историю стоящую за каждой из заметок.
Например, на обороте снимка Натали есть заметка: «Она тоже потеряла кого-то, она поможет из жалости». Заметка появляется на 17 странице сценария и только на 47 мы видим контекст, в котором Леонард её пишет.
На снимке есть что-то еще, закрашенное, заставляющее задуматься, что же там было написано и почему оно было вычеркнуто.
Могла ли Натали что-то скрывать?
Мы узнаем на 70 странице, когда Тедди предупреждает Леонарда, что Натали нельзя доверять, что она манипулирует им.
Тедди: «Возьми мою ручку, запиши себе, не доверяй ей».
Но как только Тедди уходит, Леонард смотрит на заметку о Тедди:
«Не верь ему».
Так что мы снова задумываемся, почему Леонард написал это и хотим объяснения.
Третий уровень вопросов отражен на более мелкой шкале.
В большинстве фильмов структура каждой сцены заставляет аудиторию задаться вопросом:
«Что будет дальше?»
Но в «Помни», сцена начинается с вопроса. Вместо «Что будет дальше?», вопрос:
«Что только что произошло?»
И по завершению каждой сцены, мы получаем ответы на вопросы из предыдущей. Например, одна из сцен начинается с Леонарда, сидящего в ванной комнате в отеле, с пустой бутылкой алкоголя.
«Не чувствую себя пьяным».
Мы думаем:
«Как он здесь оказался, и почему у него бутылка в руках?»
В следующей сцене фильма мы видим, как Леонард врывается в комнату, чтобы напасть на мужчину, который гнался за ним. Он хватает бутылку, чтобы использовать, как оружие, прячется в ванной комнате, но, из-за проблем с памятью, быстро забывает, что он хотел сделать.
Таким образом, каждая сцена задает новый вопрос и отвечает на предыдущий. Постоянно удерживая информацию от зрителя, Нолан делает рассказ истории в обратном порядке интригующим, несмотря на то, что мы знаем, что произойдет в истории дальше.
Однако, подобная структура на протяжении всего фильма утомила бы довольно быстро. Поэтому Нолан решает включить историю Сэмми Дженкинса.
Не забудьте подписаться!
Продолжение: ПОМНИ: повествование в обратном порядке. Часть III