Хочу привести отрывки из книги Наиля Махмутова "По "следам" легенд уфимского рок-н-ролла" касательно полулегендарной фигуры Бориса Развеева:
"Продвинутая молодежь собиралась на центральной улице города, уфимском «Бродвее» - улице Ленина, обменивалась информацией, музыкальными и литературными новинками. Здесь можно было встретить хорошо известных и популярных в молодежных кругах Бориса Развеева (Развея), Юрия Стратиева (Стратея), Урала Хазиева (Джимми).
Легендарный Борис Развеев, один из первых хиппи в стране, на весь Союз прославился тем, что гулял босиком в плюшевых штанах с поросенком на поводке именно по улице Ленина. Позже он шутил, что на его могиле когда-нибудь появится эпитафия: «Свинья вывела его в люди». Отец уфимского андеграунда и активный диссидент, с 1981 по 1985 годы Развеев отбывал срок заключения в городе Салавате по обвинению в антисоветской пропаганде и агитации. В дальнейшем стал религиозным проповедником, служил настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Уфе, известного своими мироточащими иконами, клириком Воскресенского храма на Ваганьковском кладбище в Москве, настоятелем храма Святителя Николая в Вероне (Италия). В 2011 году, на 62-м году жизни, Борис Развеев скончался от тяжелой болезни. По его желанию был похоронен на Родине, на Рубежном кладбище города Самары.
Урал Хазиев (Джимми), один из идеологов движения хиппи в Уфе, в восьмидесятые годы уехал в Ленинград. Работал в рок-клубе с разными группами, в 1985 году участвовал в организации совместного полулегального концерта Юрия Шевчука и Александра Башлачева в аудитории Ленинградского ветеринарного института. В настоящее время - дизайнер одежды и аксессуаров из кожи, автор костюмов для музыкантов из групп «Пилот», «Король и Шут» и других".
Протоиерей Борис Развеев родился в Магадане 9 июля 1949 года. Родители будущего священника Борис Филаретович и Анна Ивановна Развеевы были репрессированы, познакомились и поженились в ссылке. В 1954 году семья переехала в Уфу, где прошли отроческие годы и юность Бориса и его младшего брата Виктора, о воспитании которого он трогательно заботился. В 1966 году по окончании уфимской средней школы № 11 Борис поступает в авиационный техникум и с 1968 по 1970 год служит в морской авиации на Северном флоте. После демобилизации — снова учеба, теперь это юридический факультет Башкирского государственного университета по специальности «правоведение». Борис Развеев много читал, был общительным и очень веселым.
Студенческие годы прошли в духовных поисках, и в 1975 году Борис принимает крещение на частной квартире в Москве от священника Димитрия Дудко. Тот имел дар приводить людей ко Христу, за что подвергался преследованиям как антисоветчик. Борис Развеев, впоследствии приняв благодать священства, так же как и отец Димитрий, и словом, и личным примером привел множество самых разных людей к вере. И ему также пришлось испить горькую чашу за исповедование Христа. Крестившись, Борис ощутил в душе желание быть священником.
Вскоре он венчается с Татьяной Алeщукиной в Сергиевском кафедральном храме города Уфы. Татьяна Ивановна разделила все тяготы служения мужа, стала достойной матушкой и матерью троих детей — дочерей Христинии и Софии и сына Серафима.
Юрий Шевчук познакомился с Борисом Развеевым в конце 80-х годов прошлого века. Именно он дал рок-музыканту почитать Евангелие, Солженицына и запрещенный «самиздат». По воспоминаниям музыканта, «... Борис Развеев, «отец» уфимской «тусовки», самый волосатый и, в то же время, самый разумный и начитанный человек, прошел по улице со свиньей в ошейнике, чем вверг в колоссальное изумление всех партийных и милицейских работников».
Прогулки с поросенком на поводке до сих пор вызывают яростные споры у уфимцев, Захар Хадыев возражает: «Никогда Борис не ходил с поросенком на поводке. Я с ним был знаком со студенческих лет и до последних его дней - прекрасный светлый солнечный человек - Царствие ему Небесное. Он сам неоднократно опровергал эту красивую легенду, хотя мог искусственно поддерживать ее, добавляя в нее различные красочные элементы - дар красноречия дарован был ему Богом».
Илья Богорац: «Ну вот, и Юру вспомнили, а я с ним дружил еще в те времена когда никто и про хиппи не слышал все это было значительно позже, а мы с ним выгуливали его славную собаку питбуля и слушали музыку его родители работали за границей и отец привозил новую музыку. Мы жили в соседних домах на Достоевского и учились в одной школе».
Альфия Тедикова: «Это как с Оззи Осборном - чудесный человек, который много чего сделал. Но люди, которые только слышали его имя, обязательно вспомнят летучую мышь»…
Духовное чадо Бориса Развеева, Леонид Сердобинский, пишет: "Утром Борис прислуживал в храме, пел и читал на клиросе, днем работал церковным сторожем, а вечером учился в университете. Однако за открытое исповедование веры был вынужден отказаться от юридической практики и даже по окончании вуза в 1976 году не смог устроиться по специальности.
В 1982–1984 годах Борис работает юрисконсультом на заводе «Электроаппарат» в Уфе, но молитва уже занимает в его жизни первое место, а работа как послушание — второе. Открытое исповедание веры в советское время наказывались тюрьмой и лагерями. Не избежал этой участи и Борис Развеев. Но он только благодарил Бога: «Мне нужно было это испытание, — писал он. — А с другой стороны, какое испытание? Как всякий неофит, я искал сильных подвигов, уединенной молитвы, келейной жизни. А Господь предоставил и келью, и всё, что необходимо. Не надо заботиться о хлебе насущном — только молись. Я так и понял случившееся — как милость Божию». После освобождения Борис еще больше загорелся желанием священства, хотя государство по-прежнему оказывало давление на Церковь, несмотря на Перестройку и перемены в обществе, и для человека с ярлыком диссидента это было практически неосуществимо. Попытки поступить в семинарию, принять сан заканчивались ничем.
Жизнь Бориса перевернулась внезапно. Вот как сам он вспоминал об этом: «Читаю однажды канон в церкви, а меня вызывает владыка Никон, спрашивает: «Вы почему без подрясника?» Объясняю, что не благословлено. «Хотите быть священником? Канонических препятствий нет?» — поинтересовался архиерей. «Хочу. Препятствий нет». «Несите подрясник». Раз, и в чтецы меня. Потом: «Несите стихарь». И в иподьяконы произвели, сказав: «Готовься завтра в диаконы». Ночью не спалось, пятнадцать лет ждал. На Литургии владыка уточнил: «Что у тебя там с биографией?» «Диссидентствовал, письма в защиту веры подписывал, каторга маленькая была». «Ну ладно. Готовься завтра в священники…»
8 октября 1992 года в кафедральном соборе Преподобного Сергия Радонежского рукоположил Бориса Развеева в сан священника. Вскоре владыка Никон назначил отца Бориса ключарем кафедрального собора, а 1 сентября 1991 года — настоятелем возвращенного Церкви храма Рождества Богородицы в Уфе. В этом храме размещался кинотеатр, он был сильно осквернен и требовал полной реконструкции. С большим усердием отец Борис принялся за созидание общины и воссоздание храма, который теперь стал благолепным кафедральным собором.
В 1993 году священник Борис окончил заочно Московскую духовную семинарию, а в 1997 году, уже будучи протоиереем, — Ленинградскую духовную академию. Как образованного пастыря его назначили директором филиала Свято-Тихоновского института в Уфе, и, таким образом, он возглавил богословское образование в епархии.
В марте 1998 года протоиерей Борис уходит за штат и переезжает с семьей в Москву, где священноначалие определяет местом его служения храмы Ваганьковского кладбища. Его паства значительно умножилась, ведь он умел слышать каждого человека. Многие стремились к нему за обсуждением своих проблем, за благословением.
Многие из тех, кто имел общение с батюшкой, потом приводили к нему своих родных, друзей и знакомых. Новых людей он принимал с радостью и любовью. На исповедь к нему всегда выстраивалась очередь, но он уделял необходимое время и внимание каждому и порой надолго задерживался у исповедального аналоя после богослужения. Протоиерей Борис мог выслушать и днем, и ночью, имел дар деятельной любви и сострадания, рассуждения и мудрого совета. Каждый получал наставление, а при необходимости — материальную помощь.
Отец Борис совершал службы и в приписном храме Святителя Николая на Трех горах. Не прекращая служения на Ваганькове, отец Борис исполнял послушания по восстановлению патриаршего подворья — храма Иерусалимской Божией Матери, что за Покровской заставой, а затем — по возведению храма святой Анастасии Узорешительницы в Теплом стане.
6 октября 2003 года начался новый, миссионерский, этап в жизни протоиерея Бориса, когда решением Священного Синода Русской Православной Церкви он был направлен в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия (Васильева) для пастырского служения в Италии. В 2004 году он стал настоятелем храма Святителя Николая в Вероне. Первую Литургию вдали от Родины он совершал на Благовещение, и в храме молились около тридцати прихожан. Впоследствии трудами нового настоятеля их численность значительно увеличилась и в большие праздники храм посещали сотни людей — эмигрантов из бывшего СССР, итальянцев, сербов, русскоязычных туристов. Многими трудами отца Бориса бедный католический храм IV века превратился в благолепную церковь, устроенную по православным канонам: с престолом и жертвенником, иконостасом из написанных в древнем стиле икон, ризницей, утварью, которую батюшка сам привозил из России.
Паломничество занимало важное место в жизни отца Бориса. В начале своего пастырского служения он почти месяц жил на Святой земле. В 2000-е годы возглавлял паломнические группы в Грецию. Несколько раз был на Афоне, посещал Сербию и Черногорию. Однажды во время паломничества на Афон отец Борис совершал восхождение на вершину Святой горы вместе со своим духовным сыном, и ночь застала их в пути. Ночлега поблизости не было. Но батюшка благословил идти в сторону от дороги, где стояли запрещающие указатели. Когда путники пришли в неизвестное место и, помолившись, стали готовиться спать на земле, к ним вышел монах, провел в свою келью, накормил и предоставил возможность ночлега. Протоиерей Борис по опыту знал, что на Афоне Божия Матерь никого не оставляет своей заботой. Познавая на себе милость Божию, батюшка и сам был милостив, снисходителен к своим спутникам. Возглавляя большие группы, он за короткое время объединял совершенно разных людей, многие из которых потом становились его духовными чадами.
Находясь на служении в Италии, протоиерей Борис всегда был на связи с оставшимися в России и при первой возможности приезжал к своей пастве.
К празднику святой Пасхи Христовой 2008 года Святейший Патриарх Алексий II удостоил отца Бориса награды — права ношения креста с украшениями. Но батюшке предстояло понести и другой крест — крест тяжелой неизлечимой онкологической болезни, который он с 2009 года нес по-христиански безропотно и терпеливо, всецело полагаясь на волю Божию.
Последнюю свою Литургию отец Борис совершил 16 января 2011 года в храме Святителя Николая в Вероне. Потом он посетил Святую землю, где молился у Гроба Господня в Иерусалиме и в Вифлееме. Израильские врачи поставили ему диагноз «рак четвертой степени» и признали свое бессилие. Батюшка понимал положение и решил вернуться в Россию. Последние недели жизни он провел в Самаре, где живут его близкие — мама и брат.
30 марта 2011 года в день памяти святого Алексия, человека Божия, на Крестопоклонной неделе Великого поста протоиерей Борис Развеев мирно скончался. Отпевание в Кирилло-Мефодиевском соборе Самары было совершено 1 апреля собором духовенства Самарской, Уфимской, Владимирской и Московской епархий. Погребен отец Борис рядом с храмом святого праведного Иоанна Кронштадтского на Рубежном кладбище Самары.