Сегодня реставраторы отмечают свой профессиональный праздник. Сложно переоценить ваши заслуги по сохранению объектов культурного наследия или возрождению утраченных памятников архитектуры нашей великой страны. Мосгорнаследие благодарит вас за развитие реставрационного мастерства и сохранение культурного наследия.
Мы собрали небольшую подборку почетных реставраторов, чтобы вы познакомились с теми, кто возвращает зданиям былой облик. Конечно, почетных реставраторов гораздо больше, и мы будем продолжать делать публикации о них.
Журин Евгений Владимирович — генеральный директор ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская № 7». Стаж работы в отрасли — 46 лет. Более 20 лет (1984–2004) под его руководством велись масштабные работы по восстановлению одного из наиболее значимых памятников Москвы — здания Государственного исторического музея на Красной площади. Также под руководством Евгения Владимировича были проведены реставрационные работы главного дома в усадьбе «Остафьево — «Русский Парнас», а также одной из сталинских высоток — здания Министерства иностранных дел.
Русакомский Игорь Климентьевич — старший научный сотрудник ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания». Стаж работы в отрасли — свыше 40 лет. Благодаря исследованиям и разработанному Игорем Климентьевичем проекту выполнен полный комплекс работ по восстановлению храма Преображения Господня на Преображенской площади. В 2012–2014 годах Русакомский (в составе авторского коллектива) руководил проектом научной реставрации Триумфальной арки — памятника истории и культуры регионального значения.
Шитова Лидия Алексеевна — главный архитектор проекта ООО «Реставратор». Лидия Алексеевна работает в отрасли уже более 50 лет! Она участвовала в реставрации ансамблей Сретенского, Андреевского, Симонова и Иоанно-Предтеченского монастырей. С участием Лидии Алексеевны в городе Москве отреставрирован студенческий городок — объект культурного наследия регионального значения «Дом-коммуна», 1929 года.
Виктор Федорович Коршунов – архитектор-реставратор высшей категории, главный архитектор проектов ООО «Ресстрой». Уже на втором курсе института Коршунов в составе студенческого строительного реставрационного отряда Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) отправился в город Чухлома Костромской области на проведение реставрационных работ Авраамиево-Городецкого монастыря XVII–XVIII вв.
Среди главных его работ можно отметить реставрацию здания гостиницы «Националь», Церковь Всех Святых на Кулишках, Воскресенский мост через реку Неглинную, Главный дом городской усадьбы В. А. Морозовой, Особняк Арсения Морозова и ансамбль усадьбы Царицыно.
Лариса Валерьяновна Лазарева - архитектор-реставратор высшей категории, член Союза архитекторов России, государственный эксперт по проведению историко-культурной экспертизы. Член комиссии САР по вопросамисторико-архитектурной среды и Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). Руководитель реставрационной мастерской «АРМ-Эстрейя».
Решение связать свою жизнь с архитектурой возникло еще в детстве благодаря дяде В. П. Лазареву, который не только привил ей любовь к старинным зданиям, но и обучил азам рисования.
За долгие годы в профессии Лариса Валерьяновна разработала ряд новых реставрационных методик. Среди них: реставрационное проектирование, параллельное производству работ, в целях сокращения сроков реставрации; методика определения ранних исторических напластований при изучении историко-архивных данных и данных натурного визуального обследования; методика преподавания реставрационных работ студентам архитектурных вузов.
Среди самых известных ее работ можно выделить: Дом-музей А.С.Пушкина, усадьба фон Мекк, Городская усадьба П. Ф. Секретарева, Дом-музей Матвея Муравьева-Апостола, Главный дом городской усадьбы В. И. Константиновой, Ансамбль Марфо-Мариинской обители милосердия, Дом летчика Б. И. Россинского.
Мудров Григорий Валерьевич - архитектор-реставратор высшей категории, член Научно-методического совета при Департаменте культурного наследия города Москвы, член конкурсной комиссии конкурса «Московская реставрация», главный архитектор реставрационной мастерской «Фирма „МАРСС“».
«В нашей работе мало быть просто реставратором. Ты должен быть еще и психологом, и политиком: часто приходится отстаивать реставрационные решения — не в угоду своему тщеславию, а чтобы максимально сохранить памятник архитектуры в его лучшем виде», - рассказывает Григорий Валерьевич.
За многолетнюю плодотворную работу в области реставрации Григорий Мудров внес большой вклад в сохранение русской городской усадьбы. По его проектам отреставрированы жемчужины городской усадебной культуры: усадьбы А. Л. Кнопа, Н. Я. Аршеневского, Глебовых — Пономаревых, А. К. Коптева — Н. А. Мейендорф, Лепехиных, Замятина — Третьякова и многие другие.
Николаева Елена Ильинична – инженер-реставратор высшей категории, член Федерального научно-методического совета при Министерстве культуры РФ, член Научно-методического совета при Департаменте культурного наследия г. Москвы, главный инженер проекта ООО «ПФ-Градо».
За время всей своей трудовой деятельности в составе разных авторских коллективов Елена Ильинична участвовала в разработке научно-проектной документации по конструктивным разделам реставрационных работ. Работы, выполняемые Еленой Ильиничной, отличаются серьезной научно-технической проработкой и высоким уровнем исследовательской и проектной культуры.
Как говорит Елена Ильинична, «участие в проекте реставрации Государственного исторического музея явилось для меня важным событием в жизни. Под руководством главного архитектора проекта Е. В. Журина собралась большая группа специалистов, которой предстояло не только вернуть музею утраченное в советское время великолепие интерьеров, но и отреставрировать удивительные по красоте исторические конструкции, созданные в XIX в.».
Среди ее работ также можно выделить: Усадьба Кирьяковых — Е. Н. Татищевой, Дом общества «Детский труд и отдых», Скульптурная композиция «Рабочий и колхозница», Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького, Усадьба Нескучное, Бывший жилой дом купцов Андроновых.
Степанова Елена Валерьевна - архитектор-реставратор высшей категории, заслуженный архитектор Российской Федерации, аттестованный министерством культуры эксперт, член Научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры РФ, член методического совета Мосгорнаследия, член Комиссии по аттестации специалистов Министерства культуры РФ, советник Академии архитектуры, академик Академии реставрации, директор ООО «Реставратор-М».
1997–1999 гг. коллективу Е. В. Степановой была поручена разработка проекта воссоздания Александровского зала Большого Кремлевского дворца. Александровский и Андреевский залы,
творения архитектора К. А. Тона, были разобраны в 1933 г. в связи со строительством на их месте зала заседаний Верховного Совета СССР. По указу президента Б. Н. Ельцина было решено выполнить научное воссоздание залов.
Для выполнения непростой задачи была разработана трехмерная компьютерная модель Александровского зала, по которой были определены габариты и пропорции основных элементов архитектуры зала путем наложения проекции модели на исторические фотографии и архивные чертежи. В реставрационной практике это было сделано впервые.
В 2001 г. была начата разработка проектной документации по реставрации фасадов и интерьеров зрительской части Государственного академического Большого театра России.
«Большой театр был для нас невероятно интересным объектом и, пожалуй, самым сложным. Громадное театральное здание оказалось многослойным, в него вошли стены еще XVIII в. Творческий замысел А. К. Кавоса, который восстанавливал театр после пожара, был великолепен. Своей главной задачей мы считали сохранение подлинных элементов и деталей, в особенности в Зрительном зале, где они обеспечивали уникальную акустику», - вспоминает Елена Валерьевна.
Среди ее работ также можно выделить: Архитектурный комплекс колокольни Ивана Великого, Опекунский совет, Главный дом городской усадьбы А. А. Гончарова — Филипповых, Дом-усадьба князей Куракиных, Храм Николы Чудотворца в Голутвине.
Филатов Сергей Викторович - художник-реставратор высшей квалификации, кандидат искусствоведения, член Научно-методического совета при Министерстве культуры Российской Федерации, заместитель директора по научной и реставрационной работе Государственного научно-исследовательского института реставрации, член Патриаршего экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации.
Сергей Викторович Филатов — потомственный реставратор. Отец — В. В. Филатов — был реставратором монументальной и станковой темперной живописи, автором трудов по реставрации произведений русской иконописи. Мама занималась реставрацией графики в Грабаревских мастерских. Творческая среда определила и сформировала круг профессиональных интересов будущего реставратора.
В детстве, сопровождая отца в командировках, Сергей Филатов не раз становился свидетелем удивительных находок, сделанных в ходе исследовательских и реставрационных работ. В одной из таких поездок в рыцарском поместье в мызе Лоху недалеко от Таллина реставраторы обнаружили фрагмент редких шпалерных обоев XIX в. с изображением картин на тему Дон Кихота. Эти обои были изготовлены во Франции в начале XIX в. и представляли большую ценность.
«Я очень хорошо запомнил фрагменты этих обоев с изображением Дон Кихота и трепетное отношение отца и его коллег к, казалось бы, обычным рисункам на стене. Помню, как с удовольствием наблюдал за работой отца и его команды. Именно это постоянное погружение в тему привило мне любовь к искусству», - вспоминает Сергей Викторович.
К его знаковым работам можно отнести: усадьбу Хрущевых — Селезневых, Спасскую и Никольскую башни Московского Кремля, Большой театр, Храм Василия Блаженного, Храм Илии Пророка на Ильинке, Дворец Волковых — Юсуповых.
Яхонт Олег Васильевич - художник-реставратор высшей квалификации, ведущий научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставрации, член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, кандидат искусствоведения.
За успешное выполнение практических реставрационных работ, в числе которых произведения древнегреческого скульптора и древнерусских мастеров, известных западноевропейских и русских ваятелей: Ф. И. Шубина, И. П. Мартоса, М. А. Колло, С. С. Пименова, М. М. Антокольского, уже через полтора года Олег Васильевич был назначен на должность старшего реставратора. В 1973 г. за выдающиеся успехи в области научной реставрации ему присвоено «бессрочное звание» художника-реставратора высшей квалификации. За эти и последующие годы он выполнил значительные консервационно-реставрационные работы в период командировок в областные и краевые художественные музеи — от Архангельска до Владивостока.
За 10 лет работы во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И. Э. Грабаря Олег Васильевич Яхонт прошел путь от помощника реставратора до директора. В качестве последнего он организовал (1968) в залах Государственной Третьяковской галереи Всесоюзную юбилейную выставку, посвященную 60-летию реставрационного дела в нашей стране.
Среди самых выдающихся его работ можно отметить скульптуру М. М. Антокольского «Иван Грозный», надгробия Донского и Новодевичьего монастырей, Царь-колокол, скульптуры из коллекции Государственного исторического музея, голову Афродиты (Музей-усадьба «Останкино»), скульптурную икону Георгия Победоносца.
Дмитрий Николаевич Кульчинский — архитектор-реставратор высшей категории, заслуженный деятель искусств, академик Академии архитектурного наследия, член Президиума ЭКОС Москомархитектуры, государственный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы.
Творческая деятельность Дмитрия Николаевича в области охраны памятников и реставрации объектов культурного наследия началась сразу после окончания МАРХИ и продолжалась вплоть до последних дней его жизни.
Под его руководством были проведены реставрационные исследования, научная фиксация, выполнена и реализована проектная документация при реставрации и приспособлении более 100 важнейших объектов культурного наследия.
В 60-70-е годы, как главный архитектор проектов, Д.Н.Кульчинский вел работы в Московском Кремле на объектах: Большой Кремлевский Дворец, Овальный зал Сената, Арсенал, Грот в Александровском саду, колокольня Ивана Великого, Успенский собор Кремля, Кутафья башня. В конце 60-х годов он был главным архитектором проекта и руководителем бригады архитекторов-реставраторов, восстанавливавших Триумфальную арку 1812 года.
Д.Н.Кульчинский проводил реставрационные работы на таких значимых объектах, как «Павловская больница», «Дом Долгова на Ордынке», «Дача графа Строганова на Яузе», «Дача графа Орлова», «Шефский дом» в Хамовниках. На основании его научных исследований эти здания включены в список работ архитектора В.Баженова.
Вкладом Дмитрия Николаевича в историю охраны памятников и реставрации стало участие в разработке охранных зон. По его методике были начаты работы по комплексной оценке кварталов старой Москвы.
Д.Н.Кульчинский значительно усовершенствовал систему органов охраны памятников, решил ряд актуальных вопросов в деле проектирования и производства реставрационных работ, участвовал в разработке проектов подзаконных актов о реставрации и охране объектов культурного наследия. Его административное и личное участие спасло от разрушения многие памятники культурного наследия города Москвы.
В ноябре 2017 года почетный реставратор скончался на 92-м году жизни.
Н. И. Даниленко — архитектор-реставратор высшей категории, член Союза архитекторов (с 1987), член-корреспондент Академии архитектурного наследия, специалист в области проектирования и реставрации.
Надежда Ивановна начала работу в 1976 году с должности простого архитектора и доросла до руководителя коллектива проектировщиков, приобретя навыки высококлассного специалиста-реставратора, что подтверждают многочисленные отреставрированные под ее началом объекты в городе Москве, в том числе авторские работы по реставрации уникальных объектов культурного наследия XIV–XVII веков. Особое место в профессиональной деятельности Н. И. Даниленко занимает Богоявленский монастырь в Китай-городе.
Важной особенностью работ Даниленко является воссоздание высотных элементов московских строений, среди которых верхние ярусы собора Богоявленского монастыря, барабаны и главы церкви Николы на Болвановке, верхние ярусы и шатер колокольни храма Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, колокольня Заиконоспасского монастыря, верхние ярусы колокольни и храма Алексия Митрополита и др.
Нина Леонидовна Барышкова – высокопрофессиональный специалист в области проектирования, инженерной науки и реставрации памятников культурно-исторического наследия России.
Более тридцати лет Нина Леонидовна возглавляет комплексную инженерную бригаду, коллектив которой под ее руководством принимал участие в сложнейших реставрационных проектах. Многие архитектурные шедевры прошлого удалось сохранить только благодаря таланту и самоотверженности этого выдающегося реставратора.
При участии Н. Л. Барышковой были отреставрированы и сохранены такие выдающиеся архитектурные объекты материальной культуры Москвы, как дом Телешова на Покровском бульваре, дом-музей Аксакова в переулке Сивцев Вражек, усадьба Головиных в Потаповском переулке, усадьба Остермана-Толстого на Делегатской улице, дом-музей Брюсова на проспекте Мира, музей-усадьба Остафьево и многие другие. Работала Нина Леонидовна и над реставрацией и приспособлением памятников культового назначения: церкви святого Николая Чудотворца в Троекурове, Покрова Богородицы в Красном Селе, святого Николая в Котельниках, храма Троицы, домового храма при усадьбе Шереметевых в Останкине и дома причта на 1-й Останкинской улице, ранее бывшем домовым при усадьбе Шереметевых в Останкине, подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры во 2-м Троицком переулке.
Н. Л. Барышкова принимала участие в частичном восстановлении Китайгородской стены, реконструкции ограды и центрального входа Московского Государственного университета на Моховой улице, в работах по Донскому монастырю и Марфо-Мариинской обители милосердия, в реставрационных мероприятиях в Ярославском и Киевском вокзалах, водном стадионе «Динамо».