Найти в Дзене
Социальный гуманитарий

Можно ли молиться за некрещеных? А за людей иной веры?

Существуют разные мнения по этим вопросам, в том числе мнения самих священников. Надо сказать, несмотря на то, что это довольно четкие позиции и сами их адепты твердо в них верят, тем не менее, теологи и простые прихожане находят в этих позициях неувязки.

Давайте рассмотрим эти мнения.

1. В церкви нельзя поминать некрещеных, людей иных вер, а также тех, кто ушел в мир иной по своей воле.

Есть даже традиция: вот этих последних из названных не отпевать тех, не xopoнить рядом с храмом и проч.

Но как же быть, допустим, с теми, кого не крестили только из-за того, что в то время это было не принято или просто не было такой возможности?

· Например, в советское время мало кто крестил своих детей. Как правило, люди жили некрещеными, в храмы не ходили. Но были ли они сами по себе такими уж сильными грешниками? Многие из них жили, как раз-таки соблюдая заповеди. Просто они их так не называли, считая заповеди нормальными этическими правилами.

· Или, допустим, некоторые младенцы не доживают до своего Крещения. Но они сами в этом невиновны. И выбор – креститься или не креститься – они, понятное дело, еще просто не успели сделать. В отличие от взрослых еретиков, которые сознательно решают, какой веры придерживаться.

Вот и можно ли считать грешной молитву за таких людей?

2. Однако некоторые священники указывают: православная церковь молится за всех – и за некрещеных, и даже за домашних животных. Есть специальные молитвы за больных питомцев.

Есть и молитвы за умерших без покаяния (к Паисию Великому и ко Льву Оптинскому) или без принятия Святого Крещения (к мученику Уару).

Некогда Преподобный Макарий Египетский был удостоен видения, где ему показали, что и самые грешные, которые достойны мук, получают облегчение после того, когда люди за них молятся.

Как указывает архимандрит Алексий (Поликарпов), надо молиться, чтобы святые слова ходатайствовали пред Богом.

Вообще нет каких-то общих «официальных» канонов: за кого, когда и сколько надо молиться. Правила, которые сейчас выделяются, придумали когда-то сами люди. Главное – это как вы в душЕ обращаетесь к Создателю.

3.Молиться можно обо всех – но дома, а в храме можно просить только за крещеных.

Есть таинство евхаристии, которое направлено лишь на крещеных.

Когда прихожане пишут записки с просьбами о молитвах и подают их в алтарь, тогда поминают только крещеных. А вот молиться – и дома, и в церкви, и где бы то ни было – можно за всех: некрещеных, людей другой веры, животных, даже атеистов, наркоманов, ушедших из жизни по своей воле и др.

Впрочем, в утренних молитвах, придуманных, опять же, простыми людьми, есть просьбы за «отступившия от православныя веры и пorибeльными ересьми ocлeплeнныя». Понятно, что речь – о еретиках (будь то представители иных вер, или сектанты, или атеисты).

Особенно интересно в этом плане – насчет тех, кто считается христианином, но в иных направлениях: католики, несториане, протестанты, баптисты, старообрядцы и др.

Еще 19 лет назад Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, отмечал, что молиться дома за некрещеных можно, а вот «в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения».

Но ведь не только нововерные православные, но и католики, и старообрядцы, и другие представители иных направлений христианства проходят через Крещение. Их крестят в воде. Причем, к примеру, староверы уверены, что как раз их Крещение – правильное: в природной воде – реке, озере. Ведь именно в реке Иордане крестили Иисуса, а не в храме.

Так почему же старообрядцев и остальных считать достойными молитвы лишь дома, но не в храме, основываясь при этом на том, что в храме молятся лишь за прошедших таинство Крещения?

Или вот сами священники признают, что родители младенцев, которые не дожили до своего Крещения, должны не унывать и обращаться к Создателю со специальной о них молитвой. Но дома, а не в храме. Потому что Таинства Крещения не было.

В этом плане интересна позиция иерея Андрея Чиженко. В интервью ресурсу «Православная жизнь» он призывает докторов, которые точно видят, что родившийся младенец по всем медицинским признакам будет жить совсем немного, покрестить его. Для этого надо позвать священника, а если нет возможности – самим прочитать молитву, полить ребеночку воду на голову и окунуть его в воду. Тогда младенца можно считать крещеным и достойным молитв в церкви.

Вообще же Новый Завет – это книга любви к каждому: «…молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44).

И Сам Иисус на Кресте просил за тех, кто Его распял: за римских воинов-язычников.

Вывод: каждый должен сам выбрать позицию, которая ему подходит. Вопросы веры – та область, где нельзя заставить какое-то мнение разделять, а какое-то не принимать, но тут важно именно душою принять, сообразуясь с Библией, а также добрыми советами людей, которые не навязывают, но делятся с вами размышлениями (будь то священники, теологи, исследователи или простые прихожане, которые анализируют).