Найти в Дзене
ActivityEdu

Школьная неуспеваемость: типология трудностей в обучении

Оглавление

Проблемам детей с трудностями в обучении было посвящено очередное заседание совместного семинара Института образования Высшей школы экономики (Инобра ВШЭ) и Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) «Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление». Наш обозреватель делится основными положениями доклада доктора психологических наук, профессора МГППУ Евгения Исаева, который рассказал о научных исследованиях трудностей в обучении как целостного феномена.

Определимся с терминами

Тема доклада звучала так: «Подходы к разработке типологии трудностей в обучении в отечественной психолого-педагогической науке». Полная видеозапись мероприятия позволяет ознакомиться не только с выступлением профессора Исаева, но и с вопросами, заданными докладчику, а также с дискуссией по теме семинара. В статье вашему вниманию предлагаются ключевые моменты доклада и обсуждения, в том числе основные понятия и термины.

Фрагмент презентации докладчика
Фрагмент презентации докладчика

Евгений Исаев подчеркнул, что следует различать понятия неуспеваемости и школьной неуспешности. Неуспеваемость – это ситуативное или устойчивое отставание школьника в освоении учебного материала по одному или нескольким предметам программы. Более общим является понятие школьной неуспешности – нежелание или неспособность ученика выполнить требования образовательной программы, потеря интереса к школьной жизни и позиции учащегося; педагогическая запущенность, трудновоспитуемость.

Причины неуспеваемости

Профессор в докладе неоднократно ссылался на труды других ученых, в том числе известного исследователя Парфения Борисова, разработавшего классификацию причин неуспеваемости.

Общепедагогические причины: недостатки учебно-воспитательной работы учителей.

Психофизиологические причины: нарушения нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей.

Социально-экономические и социальные причины: материально-техническая база школы, уровень дошкольного воспитания детей, домашние условия жизни учащихся, культурный уровень родителей, отношения в семье.

Исследования психолога Николая Мурачковского легли в основу классификации неуспевающих учащихся.

Первый тип неуспевающих – учащиеся с низким качеством мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.

Второй тип – учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.

Третий тип – неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной потере позиции школьника, а также стремление оставить школу.

Типология трудностей в обучении

В докладе были отдельно сформулированы трудности в обучении для начальной и основной школы, а также для старших классов.

Начальная школа (1–4-й классы):

  • пропуск букв в письменных работах, орфографические ошибки;
  • трудности в решении математических задач, нетвердое знание таблицы умножения;
  • затруднения при пересказе текста;
  • непонимание объяснений учителя.

Многие исследователи отмечают невнимательность, рассеянность и неусидчивость младших школьников.

Основная школа (5–9-й классы):

  • неготовность к новым формам учебной деятельности;
  • пробелы в знаниях, мешающие восприятию нового материала;
  • трудности в выстраивании взаимоотношений с новыми учителями;
  • сложности в адаптации к различным требованиям учителей;
  • отсутствие внутренней мотивации к обучению, интеллектуальная пассивность.

Отмечается неустойчивость настроений и самооценки подростков, а также реактивность поведения, провоцирующая конфликты во взаимоотношениях. Зачастую трудности возникают на фоне неприемлемого отношения родителей к обучению в школе и неблагополучной ситуации внутри семьи.

Старшие (10–11-й) классы:

  • вхождение в новый учебный коллектив;
  • смена критериев оценивания учебных достижений (баллы ЕГЭ, предпрофессиональная подготовка);
  • трудности с профессиональным самоопределением;
  • сложности во взаимоотношениях со сверстниками и значимыми взрослыми (родителями и педагогами);
  • перегруженность учебными занятиями и нехватка времени на досуг.

Дискуссия о практической направленности

В дискуссии, которую профессионально модерировал один из руководителей семинара Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования ВШЭ, прозвучали соображения о необходимости разработки практических рекомендаций по преодолению трудностей в обучении. Об этом, в частности, говорил профессор кафедры педагогических технологий факультета педагогического образования МГУ Алексей Боровских. По его мнению, гораздо важнее обсуждать возможности диагностики трудностей и механизмы их преодоления.  

Профессор Исаев, комментируя прозвучавшие соображения и предложения, сообщил, что в рамках семинара планируются доклады и сообщения о практико-ориентированных программах диагностики, профилактики и коррекции трудностей в обучении.

Планы на будущее

Совместный семинар Инобра ВШЭ и МГППУ «Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление» чрезвычайно актуален. Выраженный запрос на разработку эффективных инструментов профилактики, диагностики и преодоления школьной неуспешности существует на всех уровнях системы образования. Так, например, недавно мы писали о совместном проекте Минпросвещения и Рособрнадзора «Школа равных возможностей», в рамках которого планируется наладить адресную работу со слабыми школами и учениками, испытывающими трудности в обучении. В процессе обсуждения инициативы профильного министерства и надзорного ведомства прозвучали предложения о внесении изменений в федеральный проект «Современная школа» в части разработки модели и программ коррекции трудностей в обучении и в федеральный проект «Учитель будущего» в части повышения квалификации и методической поддержки учителей.

На мой взгляд, постоянно действующий семинар Инобра ВШЭ и МГППУ по теме «Школьная неуспешность» может стать площадкой для коммуникации теоретиков, практиков, сотрудников профильных министерств и ведомств, а также платформой для активного продвижения проблемы школьной неуспешности в повестку национальной образовательной политики.

Следите за нашими публикациями, портал ActivityEdu обязательно расскажет обо всех интересных исследованиях, докладах, дискуссиях, предложениях и новых разработках по заявленной тематике.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.