Найти тему
Ареал Добра

Легенда о потерянной пушке с подводной лодки.

Надо сказать, что кроме работников завода на строящемся корабле ближе к спуску на воду появляются моряки из будущего экипажа. Для тех, кто будет служить на субмарине, безусловно полезно познакомится с её конкретными особенностями уже в процессе рождения корабля на свет. Все подводные лодки, которые находились на «Красном Сормове», были объединены в 104-ю бригаду строящихся кораблей, а командовал тогда этим разнородным соединением легендарный подводник, контр-адмирал Аркадий Викторович Ганрио.

Об этом интереснейшем человеке только пару слов, поскольку если начать рассказ о его жизни, то трудно остановиться. Его предком был француз, служивший в наполеоновской армии, и плененный во время похода 1812 года. Отсюда у нашего героя такая необычная фамилия. Аркадий Викторович участник реальных боевых действий во время войны с Японией в 1945 году. И вся его воинская судьба с небольшими перерывами протекала на Дальнем Востоке, где он служил офицером на лодке типа С, а потом командовал другой субмариной.

Ганрио стал самым молодым контр-адмиралом в Советском Союзе, когда принял под командование бригаду атомоходов с крылатыми ракетами. Он был в океанских походах гораздо больше времени, чем на берегу, и в конце -концов перевелся в Горький по состоянию здоровья. Самое поразительное и приятное, что нижегородский воздух или климат пошел ему на пользу. При своем почти девяносто пятилетнем возрасте, адмирал по- прежнему бодр и активен, живет в Нижнем Новгороде, и является патриархом местных ветеранов-подводников, дай Бог ему здоровья!

Адмирала мы, конечно, практически не видели, а с курсантами и офицерами иногда общались. Ну курсанты, они и есть курсанты, мы, пожалуй, знали про устройство корабля поболее, а вот интересные истории от многоопытных офицеров порой удавалось услышать. Приведу сейчас одну, относящуюся к легендам, поскольку не могу ответить за правдивость повествования. Итак, история о потерянной пушке.

Подводные лодки времен войны служил еще достаточно долго в своем основном качестве, до середины пятидесятых годов. Некоторые из них были заложены в 41-ом году, а сданы уже флоту в 47-ом или 48-ом. В 1950-м году на «Красном Сормове» и на Балтийском заводе в Ленинграде одновременно были построены головные субмарины 613-го проекта, который был развитием и адаптацией самой совершенной фашистской лодки «тип XXI». Только сормовский завод за семь неполных лет изготовил сто пятнадцать 613-ых. И у всех перечисленных кораблей было в том числе артиллерийское вооружение.

Опыт использование пушек на подводных лодках во Вторую мировую был как положительный, если жертва нападения была беззащитной перед всплывшей и ведущей огонь лодкой. Так и отрицательный, поскольку субмарина в надводном положении крайне уязвима. Если жертва отвечала на надводное нападение своей артиллерией, то лодке обычно приходилось ретироваться. К 1956 году созрело понимание, что основным преимуществом субмарин является скрытность, а развитие торпедного оружия достигло очередного качественного уровня. Т. е. пушки не нужны, и на виду у врага лодка всплывать не будет.

На лицо экономия в драгоценном полезном объеме, и в числе подводников. Проекты строящихся кораблей переработали, а на уже стоявших в строю было приказано пушки демонтировать. Служивший в тот момент офицер рассказывал нам, как его подлодка швартуется у пирса на судоремонтном заводе возле крана, который должен снять их пушку. Снаряды уже разгружены, рабочие удалили внутреннее оборудование, относящееся к артиллерии. Только прикипевшая к палубе тумба орудия не поддается.

Возле рубки суетятся рабочие вместе с матросами, которыми руководит боцман корабля. Гайки крепления уже отвинчены, по тумбе колотят кувалдой, боцман, как положено матерится и, вспотев от праведных трудов, вешает на зацепленную стропальщиками пушку свой старый бушлат. Этот неучтенный и годящийся только на выброс предмет одежды боцман накинул специально, чтобы не испачкаться. Наконец орудие поддается, и провожаемая криками: «Пошла, родимая!» пушка взмывает вверх, и исчезает, увозимая краном в неизвестную даль. Подводники должны уже были выйти в поход, им мешал только приказ убрать пушку, и, как бы освободившая от балласта лодка легко и быстр покинула СРЗ.

Корабль успел сделать даже два выхода в море, прошло немало месяцев с эпизода на судоремонтном заводе. И после очередного возвращения в родную базу, на лодку приходит комиссия с плановой проверкой. Смотрят то, и другое, и вдруг один из проверяющих бросает вопрос, - Кстати, а пушка у Вас где?

- Демонтирована согласно приказу, - рапортует командир.

- А документы на неё где? – звучит вопрос номер два. И тут все, как-то примолкли, поскольку ни в каких бумагах сей акт вандализма не отражен. На горизонте нарисовывается особист, который делает стойку, как собака, почуявшая дичь.

- Вы куда пушку дели? - говорит он ласково. – Это что вам, не оружие разве? Где вооружение, числящееся на вашем корабле?!

Под жестким натиском командир клянется, что пушка в течение суток будет найдена и представлена комиссии. Когда краткая отсрочка от катастрофы получена, все моряки садятся судорожно припоминать, как было дело. Трясут боцмана, но он вспоминает только свой старый бушлат. Общими усилиями экипаж устанавливает, у какого пирса стояла лодка в тот злополучный день. Боцмана с вместе с офицером- рассказчиком истории отряжают на завод, благо тот в пределах досягаемости. Но в заводоуправлении на их расспросы только пожимают плечами.

Все же, не теряя умирающую надежду, подводники идут на нужный пирс, и озираются, прибыв на место. Там они наблюдают каких-то рабочих, идущих по своим делам.

- Мужики, вы тут бушлата не видели? - с мольбой в голосе говорит боцман.

- Какой бушлат, старый такой? - спрашивает один рабочий. И, видя утвердительный кивок, отвечает:

- Вон туда в конец причала сходи, там на какой-то хреновине вроде висит!

Добежав рысью до указанного места, офицер и боцман видят, что у самого края бетонного пирса стоит их чуть заржавевшая пушка, бережно прикрытая совсем истрепавшимся бушлатом.

статья про умельцев нашего завода
статья как хитрили на производстве
статья про аварию на АПЛ "Комсомолец"
про невыносимый груз и летающую кувалду

Всем добра!