21 ноября 2019 года: на моем канале была опубликована статья «Шахматная доска» Сирии: фигур все меньше». Цитата из этой статьи: «Шахматная партия» в Сирии подходит к очередному витку. Ситуация на доске упростилась, но в то же время более четко проявила противоречия между Россией, Турцией и Ираном. Ясно, что сирийская «шахматная доска» не «вместит» ВСЕ интересы этих «игроков».
Шахматисты знают фатальную цену ошибки. В сирийском Идлибе, Эрдоган сорвался, допустил стратегический промах. В партии с такими опытными игроками, как Россия и Иран, нельзя так легкомысленно открывать свои истинные намерения и делать импульсивные ходы.
В чем суть ошибки Эрдогана?
В 2016-2019 годах, Россия и Иран превратили Турцию из своего ярого оппонента в "сирийских делах", в покладистого ситуативного союзника. «Треугольник» (Россия-Иран-Турция), объединив усилия, сумел вытеснить США и Саудовскую Аравию (вместе с их наемными бандитами), на периферию сирийского политического процесса.
Турция, благодаря сотрудничеству с Россией и Ираном, превратилась из инициатора сирийского конфликта, во вполне респектабельного «партнера» и «инвестора» мирного урегулирования в Сирии. получила возможность решения "курдской проблемы" в свою пользу.
Однако и американцам нашли выход в заведомо проигрышной игре. Они хладнокровно сдали сирийских курдов и обменяли свои курдские «прокси-активы» на турецкую лояльность, заодно убрав болезненную «занозу» в турецко-американских отношениях. В результате, у США появилась реальная возможность играть на обострение отношений между Турцией и Россией.
Янки ушли в «тень», придав Турции ощущение собственной силы, поощряя к более решительным и жестким действиям в Сирии. И не ошиблись в своих расчетах: у Эрдогана, получившего «курдский куш», разыгрался аппетит, он тут же забыл и о «партнерах», и о целостности Сирии, и о политическом процессе примирения.
Какие интересы вышли на первый план у Турции?
Турция решила получить решающее военно-политическое влияние в северных районах Сирии («сирийский курдистан», провинции Алеппо и Идлиб), взять под свой контроль Алеппо и превратить этот миллионный город в оплот протурецких сил (практически – в альтернативную столицу Сирии). По замыслу Эрдогана, на севере Сирии должно быть создано полноценное альтернативное государство со своими административными и силовыми структурами (до 100 тысяч военнослужащих). Владея Алеппо, Турция может в любой момент создать условия для расчленения Сирии в рамках концепции «неоосманизма».
Турция создала систему опорных пунктов в приграничной зоне на севере Сирии, обеспечивающих контроль важнейших рокадных автомагистралей: Дамаск-Алеппо (М-5); Латакия-Алеппо (М-4); Алеппо – Хасеке.
Контроль этих дорог дает Турции преимущество стратегического маневра и упреждающего развертывания войск в любой точке Севера Сирии. Кроме того, дороги М-4 и М-5 важны для Турции как важнейший кратчайший торговый путь в Ирак, Иорданию, Саудовскую Аравию, Катар.
Позиция оккупанта
Турция заняла позицию, присущую любому «нормальному» оккупанту: «хочу получить «свой» кусочек Сирии». Позиция Эрдогана, если отбросить фальшивую риторику, такова: Турция либо получает свой кусок мирно, с согласия России и Ирана, либо готова объявить войну Сирии и, по её результатам, окончательно закрепить свои территориальные и политические притязания.
Идлибское "обострение"
«Идлибское обострение» – это демонстрация Турцией своей готовности к силовым разборкам с Сирией. Открытая турецкая поддержка террористов «Хайят Тахрир Аш-Шам» – это предупреждение. Если сирийцы не примут требования и не удовлетворят аппетиты Эрдогана – будет большая бойня. Никаких ограничений для турок на севере Сирии не существует, кроме военной силы, способной их обуздать.
Совершенно ясно, что Турция не сможет в одиночку долго и успешно отстаивать свою заведомо проигрышную и неадекватную политику в отношении Сирии. Позиция же России основывается на убедительных аргументах необходимости борьбы с международным терроризмом и безусловного сохранения территориальной целостности Сирии. И подкреплена соразмерной военной мощью. Эту сильную карту Турции бить нечем.
Выводы
Для России главное – отстаивать свои позиции в Сирии, не позволяя втянуть себя в прямой конфликт с Турцией. Действовать спокойно, но решительно, нейтрализуя провокации и истерики Эрдогана, сочетая проекцию военной мощи и точечное применение силы с жестким экономическим давлением и последовательной дипломатией.
Спасибо за внимание.