Путешественники, посетившие Кыргызстан, говорят, что реальность здесь превосходит все ожидания. Эта страна представляется гостю разнообразием климатических поясов, природных ландшафтов, растительного и животного мира. Именно поэтому Кыргызстан часто называют второй Швейцарией. Но последней, судя по всему, просто льстят. Ведь первозданная красота тянь-шанских и памирских хребтов и вершин не идёт ни в какое сравнение с тронутыми глянцевым налётом цивилизации Альпами. Здесь гордые каменные пики пронзают облака. И, наверное, поэтому люди, в чьё безвозмездное пользование Бог дал эту благодатную землю, назвали свою родину Страной небесных гор.
Долины в маковых разливах
Если спроецировать Кыргызстан на карту Западной Европы, то на его территории поместились бы такие государства как Португалия, Швейцария, Бельгия и Нидерланды вместе взятые. Хотя количества населения при этом в центральноазиатской стране было бы в 7,8 раз меньше.
Другой особенностью Кыргызстана является то, что ¾ его площади занимают горы, и поэтому частенько край, раскинувшийся между пустынями Узбекистана, степями Казахстана, высокогорьем Таджикистана и засушливыми равнинами Синьцзяна (Китай) называют «горным раем». Его пересекают две величественные горные системы: Тянь-Шань и Памир со знаменитыми на весь мир «семитысячниками» – пиком Победы (7439 м), пиком Ленина (7134 м) и красивейшим пирамидальным пиком Хан-Тенгри (7010 м).
Здесь можно встретить крупнейшие на планете ледники, бескрайние снежные поля, реликтовые ореховые леса, бурные реки, стекающие в низины, и высокогорные озёра кристальной чистоты, чарующее разноцветье и разнотравье лугов. В этом заповедном уголке Центральной Азии любознательный натуралист может приобщиться к богатству животного и растительного мира.
В советскую эпоху о красотах Киргизской республики жители великой страны могли судить по открыткам, одним из ходовых сюжетов которых были бескрайние поля с тысячами красных маков. А в 1973 году «маковая» тема перекочевала в кинотеатры, когда в союзный прокат вышла кинокартина «Алые маки Иссык-Куля». Скромная студия «Киргизфильм» тогда громко заявила о себе на весь Советский Союз, экранизировав историю о борьбе с контрабандистами опия на территории Советского Туркестана.
Ещё один успех киргизской киностудии был отмечен в 1984 году, когда зрители увидели двухсерийный художественный фильм «Волчья яма». Главную роль в нём исполнил звезда советского кинематографа, уроженец г. Кызыл-Кия Ошской области Талгат Нигматулин. За свою недолгую актёрскую карьеру он успел сыграть, пожалуй, все типы злодеев в советском кино. А пик его популярности пришёлся на 1980 год, после съёмок в фильме-боевике «Пираты XX века». Эта картина стала лидером советского кинопроката за всю его историю, набрав рекордное количество зрителей – 87,6 млн.
Согретые светом Умай Эне
Ещё со II века до н.э. через земли нынешнего Кыргызстана проходил один из маршрутов Великого Шёлкового пути, который помимо торговой магистрали служил ещё и каналом международного общения. По наторенным караванным дорогам впоследствии проходили воинственные племена скифов, гуннов, усуней и тюрков; на горных и долинных путях поднимали пыль тумены Чингисхана и Тамерлана.
Да и сами кыргызы изначально не были коренным населением этих мест. Их далёкие предки – енисейские кыргызы, издревле жившие на территории Южной Сибири в верховьях Енисея, сначала были поглощены Монгольской империей, а затем во время распада монгольских государств мигрировали на Тянь-Шань. Здесь во второй половине XV века кыргызы и обрели свой нынешний этнический облик, окончательно осев на землях Тянь-Шаня и Памиро-Алтая.
Но несмотря на то, что передвижение по планете для народа закончилось, скотоводческая система хозяйствования на несколько столетий вперёд предопределила его кочевой образ жизни. Так что конь для кыргыза значил гораздо больше, чем просто домашнее животное. Кочевник рождался и умирал в седле. С кобыльим молоком впитывались народные обычаи, традиции и предания об устройстве мира.
Между тем древние тюрки связывали свою жизнь с покровительством Умай Эне, женским божеством, занимавшим второе место в пантеоне высших сил тенгрианской религии. Умай ассоциировалась с солнцем и олицетворяла великую созидательную и жизненную силу. Её изображали вооружённой луком и стрелами, которыми она поражала злых духов, угрожающих здоровью и жизни людей, а также их жилищу.
Примерно с конца X века в среде кочевников начинает распространяться ислам. Постепенно он становится доминирующей религией. Однако в обычаях и обрядах кыргызов сохранились напластования разных эпох – от архаических до нового времени. К примеру, как и в старину в день весеннего равноденствия празднуется «Нооруз» (Новый год), генетически восходящий к зороастризму и тесно связанный с идеей возрождающейся природы.
Также у кыргызов сохранены представления о кровной близости тотема с определённым родом, которых в Кыргызстане порядка сорока. Так, до сих пор жива вера в происхождение племени Сарыбагыш от жёлтого лося. Ещё одним отголоском тотемного мировоззрения является название генеалогически близкого к сарыбагышцам племени Бугу, берущему своё начало от Матери-Оленихи.
Легенду о происхождении племени Бугу рассказывают по-разному. Но, пожалуй, лучше всего она описана в романе классика русской и кыргызской литературы Чингиза Айтматова «Белый пароход». Его перу также принадлежат и другие культовые произведения, такие как «Прощай, Гульсары!», «Первый учитель», «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Плаха» и др.
Самая же известная работа Айтматова – роман «И дольше века длится день» (1980 г.) – произвела настоящий фурор среди читающей публики. В его основу положено сказание о манкуртах. Автор повествует о том, что в давние времена пришельцы-кочевники (жуаньжуаны) изуверским способом лишали человека рассудка и памяти, превращая его в безвольного, неприхотливого раба-манкурта, который никогда не убегал от своего хозяина и не бунтовал. В этом романе-притче ярко показана связь времён и пространств, необратимость зла, причинённого живому миру, нравственные потери, которые несут люди, совершая подобное зло, а также связь человека и космоса.
Творчество Айтматова в своё время заставило весь мир заговорить о кыргызском литературном чуде. И эти произведения, что повествуют о духовном богатстве кочевого народа, его нравственности и силе национального характера, легко преодолев множество языковых барьеров, давно стали достоянием всего человечества.
Озеро, овеянное легендами
Благодаря «властителю дум», как окрестила читающая публика Чингиза Айтматова, весть о другом кыргызском чуде природного происхождения – озере Иссык-Куль – некогда разнеслась не только по всем уголкам Советского Союза, но и далеко за его пределами. Чудодейственной силой могучего дара писатель раздвинул берега в общем-то далеко не самого широкого и глубокого водоёма, да так, что со страниц книг оно разлилось по всей планете, и голубые волны жемчужины кыргызской земли обожгли сердца миллионов людей.
Как говорил советский космонавт Алексей Леонов, первый вышедший в открытый космос, из иллюминатора космического корабля Иссык-Куль похож на человеческий глаз. Этого же мнения придерживается первый и единственный космонавт Кыргызстана уроженец г. Узген Ошской области Салижан Шарипов.
Заповедное озеро, окружённое высокими скалистыми хребтами Ала-Тоо, сравнивают с драгоценным аквамарином в серебряной оправе заснеженных гор. Оно запечатлено на гербе Кыргызстана, в десятках народных преданий и песен.
Иссык-Куль – в переводе с кыргызского означает «горячее озеро». И хотя вода в нём отнюдь не экваториальной теплоты, зато зимой, когда столбик термометра опускается ниже -5°C, ледяной корки на водной глади не образуется. Вызвано это тем, что озеро солёное, несмотря на то, что все
80 рек и притоков, впадающие в него, пресноводные. Объяснение такому феномену простое: реки, берущие своё начало в горных ледниках, протекают по солончаковой почве и насыщаются солями. Так происходит постепенное повышение минерализации Иссык-Куля.
Кыргызское взморье, как ещё называют озеро, по утверждениям местных жителей, исцеляет не только тело, но и душу. Оно овеяно множеством легенд и, если верить им, скрывает в своих глубинах множество тайн и чудес.
Одно из сказаний гласит, что в давние времена на месте нынешнего озера стоял большой и прекрасный город. Но однажды после сильнейшего землетрясения почва опустилась, и образовавшаяся впадина заполнилась водой. Накануне этого бедствия группа девушек ушла из города в горы собирать хворост. Только они и остались в живых. И каждое утро бывшие горожанки приходили на берег озера и лили горькие слёзы по своим родным и близким. От этого воды стали солёными, а девичья тоска нашла отражение в названии водоёма «Иссык» – горячее (как слёзы).
Известны и другие легенды об Иссык-Куле, возможно, основанные на реальном событии. В пользу этой версии говорит то, что у них есть одна общая деталь: некий город подвергается затоплению и на его месте образуется озеро.
О затонувшем иссык-кульском граде во второй половине XIX века в одном из своих писем сообщал и известный русский путешественник и натуралист Николай Пржевальский.
«…И вот здесь, в азиатской горной глуши, в синей озёрной воде, которой киргизы излечиваются от туберкулёза, с плота видели мы не раз хрустальные купола высоких кубически очерченных строений, видели колышущиеся дерева, под стать ископаемым земным. Видели людей в самоходных приспособлениях для передвижения. Эти невероятности можно созерцать, ежели солнечные лучи падают на спокойную водную гладь под углом 45 градусов, и вода в верхних слоях утрачивает естественную свою голубизну, делаясь белою, как молоко».
На обрывистом берегу Иссык-Куля Пржевальский нашёл последний приют. Памятник, установленный на могиле прославленного скитальца, венчает бронзовый орёл, который держит в клюве оливковую ветвь – символ мира и благополучия. Помещён он сюда неспроста. Существует легенда, что русский натуралист во время путешествия по кыргызскому краю помог пастухам убить орла, нападавшего на овечьи отары. В память об этом на гранитном постаменте и появилась гордая птица.
С самим же памятником связано поверье о самшитовой капсуле, содержащей свиток, на котором начертана самая важная для человечества тайна. Она будто бы была передана Пржевальскому посланцами подводного города. По слухам, капсула помещена между гранитными пластинами надгробного памятника путешественнику. И эта легенда оказалась настолько живучей, что вплоть до 1920-х годов находились охотники, желающие добыть артефакт любой ценой. Но, к счастью, разрушить гранитный монолит никому не удалось.
Игры для батыров
Кыргызстан – одна из немногих современных стран, где сохранились старые народные традиции. Здесь по-прежнему, как и несколько веков назад, в чести искусства воинов, охотников и наездников. Причём национальные игры и спортивные состязания находят поддержку не только в среде энтузиастов и любителей старины, но – на высоком государственном уровне.
Так, в 2014 году Кыргызская Республика стала инициатором проведения Всемирных игр кочевников. И первые же состязания международного уровня, заявленные как уникальный аналог Олимпиады, собрали в г. Чолпон-Ате спортсменов из 19 стран, в том числе из Азербайджана, Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и др. Второй раз «кочевники» разных национальностей собрались на берегах Иссык-Куля в 2016 году, а III-и игры прошли в 2018-м в Турции.
В программу мероприятий входят соревнования по этническим видам спорта, и каждое из них представляет собой захватывающее зрелище. Достаточно вспомнить конные скачки на дистанции от 11 до 80 км, стрельбу из лука по мишени из положения стоя и с коня на скаку.
В ряду самых ожидаемых состязаний также игра «Кок-бору». Для кыргызов она примерно то же самое, что для бразильцев футбол или для норвежцев лыжные гонки. Здесь две команды по 12 всадников в течение трёх таймов сражаются в рукопашной за козлиную тушу, вес которой по правилам определён в 30-33 кг. Это аналог футбола, где нужно «шерстяной мяч» отправить в тай-казан (ворота) соперника.
Говорят, что игра зародилась в незапамятные времена. Когда кочевники уезжали на охоту, скот оставался под присмотром стариков, детей и женщин. В это время волки нередко нападали на животных. Вернувшись с охоты, разозлённые кочевники на скакунах устраивали волчьи облавы. Догнав стаю, они подхватывали одного из бегущих волков с земли и бросали его друг другу. Отсюда и название игры «Кок-бору», что в переводе с кыргызского значит «серый волк».
Другое любимое состязание кыргызов «Эреныш» – борьба на лошадях. В этом единоборстве атлет должен быть обнажён по пояс и его задачей является за время поединка, длящегося 6 минут, вытащить соперника из седла и заставить его коснуться земли какой-либо частью тела.
Военная составляющая налицо и в «Кыргыз-курош» – борьбе на поясах. Спортсмены так же выступают с голым торсом и затянутым на бёдрах поясе, за который и осуществляется захват. Победа присуждается тому из борцов, кто набрал больше баллов, либо совершил бросок из стойки и при этом не отпустил свои руки с пояса соперника, а тот, в свою очередь, упал на спину.
Схожие правила у кыргызской национальной борьбы «Алыш», где главный атрибут поединка тоже пояс. Но в отличие «Кыргыз-курош» борцы выходят на ковёр полностью одетыми.
Из соревнований, требующих не столько силу, сколько сноровку, можно выделить игру «Ордо». Это двухчасовой бой между двумя командами за «ставку хана». В центре 12-метрового круга помещается советская копейка – хан – и бараньи костяшки (альчики) – воины хана. С помощью специальной коровьей кости (томпой) нужно выбить из круга как можно больше альчиков, а лучше всего копейку. В этом случае команда игроков-снайперов, одерживает победу.
Состязаются кыргызы и в интеллектуальных играх, например в такой как «Тогуз коргоол». Она представляет собой доску с 9-ю лунками на каждого игрока, двумя большими лунками для сбора «трофеев» и 162-мя коргоолами (камешками) чёрного и белого цветов. Одерживает верх тот, кто в ходе умственного поединка добывает большее количество коргоолов. Это одна из самых древних игр, возраст которой около 4 тыс. лет.
Живые символы страны
В программу Всемирных игр кочевников вошла и такая дисциплина как салбуурун. Здесь она представлена как один из видов спортивных состязаний, хотя по большому счёту это не столько спорт, сколько искусство. Салбуурун – национальные виды охоты кыргызов с ловчими птицами и собаками породы тайган. В старые времена охотники собирались компанией и уходили в многодневные походы в горы. С собой брали немного: лошадь, лук со стрелами, верного тайгана да ручного беркута. Пищу добывали в пути, соревнуясь при этом в ловкости, силе и выносливости. Так выявлялся лучших охотник, собака и птица.
Самый же зрелищный момент охоты – это, конечно, выпускание беркута и наблюдение за тем, как он, выследив добычу, камнем бросается на неё. Однако сегодня позволить себе содержать хищную птицу может далеко не каждый. Во-первых, это довольно дорого, так как ежедневно обитателя небес нужно кормить свежим мясом и молоком. Во-вторых, для того, чтобы выдрессировать беркута, требуется немало сил, времени и терпения. И, в-третьих, для того, чтобы найти общий язык с птицей, надо искренне любить её, не прогибая под себя, но подстраиваясь под неё.
Беркут среди птиц долгожитель, век его в среднем 40-50 лет. И получается, что если охотник воспитал птицу, то она на всю жизнь станет ему добрым товарищем. Поэтому-то ремеслу беркутчи мальчиков обучают с раннего детства. И с момента знакомства с юным крылатым хищником человек учится дышать с ним одним дыханием.
Кстати, на гербе Кыргызстана тоже изображена птица – кречет легендарного богатыря Манаса, распростёрший крылья и символизирующий свободу.
Однако список животных и птиц, помогавших человеку в охоте, не ограничивается тремя единицами. По утверждениям древних источников, точнее – наскальных рисунков в национальном парке Саймалуу Таш (Джалал-Абадская область) – в незапамятные времена местным жителям удалось приручить снежных барсов и охотиться не на них, а с ними.
С илбирсом, как здесь называют барса, связывают такие качества как гордость, смелость, независимость. Он никому не покоряется и бесстрашно отстаивает от чужаков свою территорию. И потому в народе говорят: кыргызы, как барсы, отважные воины, готовые до конца защищать свою землю. Так что сравнение человека с илбирсом здесь высшая похвала. Кроме того, снежный барс, запечатлённый на флаге и гербе кыргызской столицы, вполне заслужил того, чтобы называться живым символом Кыргызстана.
Мир хлебосольному дому
ХХ-й век внёс существенные коррективы в образ жизни кыргызов. Необходимость в кочёвках пропала и люди перешли к оседлости. Место традиционных жилищ кочевников – юрт – заняли современные комфортабельные здания. Однако «степные шатры» не были забыты. Даже в век космических скоростей и нано-технологий потомки богатыря Манаса считают, что каждый кыргыз должен если не иметь свою юрту, то хотя бы уметь её поставить.
А изображение навершия войлочного дома – тундука, ассоциировавшегося с прочностью строения, укладом жизни, вековыми традициями народа, в 1992 году было помещено на государственный флаг Кыргызстана. Расположенный на красном полотнище внутри солнечного диска, тундук также символизирует единство народов, проживающих в стране, а в более широком понимании – земли и неба.
Неизменным с древних времён у кыргызов осталась и традиция восточного гостеприимства. Всё лучшее, что находится под крышей дома, всегда посвящается гостю. В независимости от достатка семьи, путнику всегда предложат еду и кров, потому как каждый кыргыз знает поговорку: «Гость в дом, благодать в дом».
У потомков степняков не принято спрашивать человека о цели визита. Первым делом его усадят за стол и за непринуждённой беседой предложат то, чем дом богат.
Здесь-то и можно будет оценить национальную кухню как этнокультурное явление. Она до сих пор носит отпечаток кочевого быта: в рационе степняков преобладают продукты скотоводства – мясо и молоко, а также яства из них. В пищу употребляется баранина, конина, говядина, верблюжатина, козлятина, а также мясо яка.
Особо же ценится баранина, куски которой за общим столом распределяются согласно статусу гостей: почётным кладут на тарелку голову, далее по нисходящей – подвздошную, берцовую, бедренную, лучевую кости, а также рёбра. Женщины получают копчиковую кость и грудинку, молодые снохи – кость от колена до лопатки.
Варёное мясо подают вместе с жирным бульоном – «шорпо» – с добавлением картофеля, свежих томатов и зелёного лука.
Жемчужиной азиатской кухни считается «кесме» – овощной заправочный суп с лапшой, приготовленный на бульоне из свежей баранины. Также почитаем у кыргызов «бешбармак» – сытное, ароматное, нежное мясо ягнёнка в сочетании с тонкой домашней лапшой и острым соусом.
Не менее значимо в национальной кухне такое блюдо как плов. В каждом регионе его готовят по-своему. Но особо стоит отметить плов по-узгенски, где используются твёрдые сорта узгенского риса, который не разваривается, благодаря чему кушанье получается нежным и рассыпчатым.
Важное место на столе занимают напитки, сделанные на основе молока, такие как айран, чалап, жарма, каймак и, конечно же, кумыс. Последнему, приготовленному из кобыльего молока, приписывают удивительные свойства. Как говорят местные жители, кумыс подобен ароматному напитку из райской реки; он вдыхает жизнь и исцеляет больное тело.
Не обходится застолье и без чая, причём любая трапеза начинается и заканчивается им. Наряду с известным чёрным и зелёным, в Кыргызстане пьют «куурма чай» или его разновидность «ак чай», приготовленные уникальным способом: в них добавляют жареную на масле муку, соль и молоко.
А слабоалкогольный национальный напиток «бозо», который ещё называют «кыргызским пивом», не только приподнимет настроение, но и настроит на задушевную беседу.
И ещё не раз поднимутся наполненные «бозо» пиалы и прозвучат тосты за радушных хозяев и за благополучие их семьи. Не обойдут гости приветственным словом и удивительную страну, где из поколения в поколение бережно передаются традиции и обычаи, где, несмотря на оседлый образ жизни, сохраняется дух кочевой цивилизации, и где древние напевы и поверья так органично вросли в почву современности.
Вам могут быть интересны статьи:
- Иссык-Куль. Холодная синь "горячего озера"