Вот привели вы свое чадо к детскому психологу. Думаете, сейчас специалист - РАЗ - и поможет справиться с детскими истериками и непослушанием.
А вместо этого психолог говорит... что вы тоже должны работать! Рекомендует прочесть какие-то книжки, посещать занятия вместе с ребёнком и вообще... что-то рассказывает ВАМ, а не ребёнку.
"Почему?" - спросите вы - "Ведь исправлять надо поведение РЕБЁНКА, его воспитывать, это с ним что-то не так!".
Многие родители в этот момент считают, что им попался плохой психолог и начинают искать другого специалиста.
Верно ли это?
Дело в том, что включенность в процесс родителя - необходимая часть ЭФФЕКТИВНОЙ работы.
Скажем даже больше: на самом деле не столь важно, насколько сложная ситуация или ребенок, сколько то, насколько включены сами родители в решение сложившейся ситуации.
Именно готовность самих родителей работать и менять способ взаимодействия с ребёнком - главный критерий хорошего прогноза работы детского психолога.
На самом деле, желание родителей привести ребенка, чтобы специалист выполнил всю свою работу самостоятельно - нормально. В конце концов, вам наверняка и так было очень сложно и неудобно выбрать время для занятий, добраться до нужного центра, да еще и выделить деньги из бюджета. ЕЩЕ И РАБОТАТЬ НАДО?
Опишем вам немного, как выглядит ситуация со стороны специалиста:
У родителей есть запрос, но они не считают нужным работать (ведь проблема в ребенке, вот мы его вам привели - занимайтесь)
У ребенка запроса нет (его привели родители. И единственное его желание - не стать лучше-умнее-сильнее, а добраться до планшета), он не считает, что у него есть проблема и вообще-то не понимает, почему он должен напрягаться.
Вопрос: с кем работать психологу?
Да, специалист может замотивировать ребенка, это часть его работы. Но ребенка можно замотивировать только пока он находится рядом с этим специалистом. Он не может его замотивировать “наперед” на выполнение домашних заданий. А работа над собой - это работа регулярная, а не 2 раза в неделю, полученные навыки ведь надо автоматизировать. Разумеется, если вы хотите результат.
Иначе получится, что в кабинете у психолога ребёнок всё выполняет, ведет себя как надо, а дома и в школе всё остаётся точно так же. Ничего не поменялось, хотя сам специалист видит ощутимый прогресс.
Трудности ребенка также могут быть вызваны особенностями взаимодействия в семье. И речь не идет сейчас о каких-то крайних случаях. Семья может быть прекрасной, просто в силу незнания или чрезмерной любви родители могут выбирать не лучший путь взаимодействия с ребенком.
Например, гиперопека или проблемы в удерживании родителями границ могут приводить к трудностям в поведении и обучении, с которыми позже родители приходят к детскому психологу. Тогда родителям рекомендуется литература (в одну консультацию, увы, всё не уместишь), чтобы помочь сориентироваться, как лучше корректировать свое поведение.
Ну и самое главное - семья больше всего влияет на ребенка. Поэтому если подключаются родители - это гарантия успеха.
Так что, вас, наоборот, вас должны насторожить специалисты, которые обещают, что вы 10-20-30 раз поводите ребенка и всё исправится само, а вам даже думать об этом не надо.
Был ли у Вас опыт обращения к детскому психологу? Как проходили консультации? Рекомендовал ли он Вам тоже участвовать в процессе?