В конце XIX в. ледоколы всё еще были в диковинку. В каждом порту знали, что появились такие суда, которые способны пробивать канал во льду, но далеко не во всех портах они были. Полно многим другим, торговый порт города Одессы нуждался в продлении навигации, т.е. в своём портовом ледоколе. Градоначальник Одессы предлагал построить ледокол на деньги, собранные таможней с заходящих в порт судов, но для этого необходимо было получить согласование всех заинтересованных министерств. Как вы можете догадаться, согласование заняло гораздо больше времени, чем на то требовалось, а пока шли разговоры, Одесса арендовала ледокол у соседнего Новороссийска - для особо необходимых ледовых операций. Согласование затягивалось и упиралось, естественно, в бюджет. Моряки запросили два ледокола: один для проводок внутри порта, а другой более тяжелый и мощный для ледовой проводки за пределами порта. Однако комиссия решила, что хватит и одного большого судна. В 1897 г. объявили конкурс на постройку ледокола. Участие в нем приняли шведские, датские и английские судостроители. Конкурс выиграла английская судоверфь «Сэр Армстронг, Витворт и Ко», предложив наименьшую стоимость и максимально короткие сроки. Судно под именем “Ледокол III” было готово в срок - в сентябре 1899 г., и уже в ноябре прибыло в порт приписки. Позже для упрощения судно переименовали в “Ледокол 3”. Обводами одесский ледокол очень напоминал арктического гиганта - ледокол “Ермак”, только сильно уступал в размерах. Это объясняется просто: оба ледокола строились в одно и тоже время на одной и той же верфи (заводские номера отличаются на 6 единиц). Ледокол длиной 48 м вмещал в себя каюты для всех членов экипажа, кают-компанию, буфет, ванну, каюту для прислуги, запасные каюты для пассажиров и лоцманов. В движение “Ледокол 3” приводился паровой машиной мощностью более 2000 л.с. Помимо главной машины на ледоколе было установлено много вспомогательных паровых двигателей, они приводили в действие палубные краны, насосы для тушения пожаров на воде и в портах, а также при помощи пара вырабатывалось электричество для освещения всех помещений судна. “Ледокол 3” проработал в порту Одессы всего одну зимнюю навигацию, после чего удачное судно передали Министерству путей сообщения для работы во всей акватории Черного моря. Летом “Ледокол 3” в основном служил простым буксиром, но частенько из-за хорошей оснащенности внутренних помещений его использовали для поездок крупных чиновников.
Обязательно подпишитесь на Cozy Eisbrecher, чтобы узнать больше интересных историй! Понравилась статья - не забудьте поставить лайк, не понравилась или есть что добавить - давайте обсудим в комментариях.
Мы в Telegramm