Найти тему
Журнал "Работница"

ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ: легенда или реальность?

Это произошло в 1928 году. Большой трансатлантический лайнер совершал свой очередной рейс из Европы в Америку. И вот в один из ясных дней сотни пассажиров увидели, что навстречу их судну, вспенивая форштевнем воду, летит какой-то парусник. В сознании испуганных людей пронеслась мысль о страшном корабле-призраке. «Летучий голландец» неумолимо приближался. Побледневший капитан лайнера только в последний момент срывающимся голосом отдал команду об изменении курса, чтобы избежать столкновения. Парусник, едва не задев лайнер, промчался мимо. И тогда пораженные пассажиры, и матросы увидели еще более необъяснимое зрелище: на судне-призраке метались по палубе люди в костюмах 
XVI века! Они что-то кричали и отчаянно жестикулировали. 

Через несколько дней случай прояснился. Оказалось, что лайнер действительно избежал столкновения с«летучим голландцем», построенным... для соответствующего кинофильма. Во время натурных съемок разыгрался сильный шторм. Несколько старых матросов, находившихся на судне, и актеры не смогли справиться с парусами, и ветер угнал их в океан. Только через несколько дней насмерть перепуганные люди были сняты с «корабля-призрака». Однако не всегда подобные происшествия имеют столь простое объяснение. В «Морском словаре» можно прочесть: «Летучий голландец» — старинная морская легенда, согласно которой капитан голландского парусного судна Ван Страатен был осужден на вечное скитание по морям. По мнению моряков, встреча с ним на море предвещает гибель. 
В 1840 году в Карибском море обнаружили парусник «Розали», идущий под парусами, но без команды. Осмотр трюмов показал, что груз цел, следовательно, пиратское нападение исключалось. Правда, вещи команды и пассажиров были беспорядочно разбросаны. Было установлено, что те, кто находился на борту судна, оставили его внезапно, словно охваченные безумием. 

В 1850 году жители Истон-Бич (штат Род-Айленд) были свидетелями того, как форштевнем врезался в прибрежную отмель парусник «Сиберд», которого с нетерпением ждали в порту. Люди поднялись на судно, на котором не оказалось ни одного матроса. 

Но все свидетельствовало о том, что экипаж покинул корабль за час полтора до аварии: в кофейниках еще дымился кофе, на камбузе остывал обед, а в кубриках стоял невыветрившийся табачный дым. Куда при стоявшей отличной погоде пропали моряки? 

В декабре 1872 года английский бриг «Дея Грация» в 130 милях от берегов Португалии встретился с судном «Мария Целеста», которое под полными парусами как-то неуверенно рыскало по волнам. «Дея Грация» опустила на воду шлюпки: на борту «Марии Целесты» не было ни души. Тщательный осмотр показал, что все вещи экипажа и груз, состоявший из бочонков со спиртом, находились в целости. В матросских кубриках койки были аккуратно заправлены, на столиках перед зеркалами лежали бритвенные приборы. И никакого беспорядка, следы которого

хоть как-то могли объяснить причину, из-за чего команда внезапно покинула корабль. Судовой журнал «Марии Целесты» помог установить, что таинственное происшествие произошло в ноябре того же года. 

Одно из самых примечательных судов-призраков XX века — датское учебное судно «Кобенхавн». В декабре 1928 года оно вышло из Буэнос-Айреса в кругосветное путешествие. На борту парусника находились экипаж и 80 кадетов морского училища. Дальнейшая судьба парусника и находившихся на нем людей остается нераскрытой тайной. Утверждают, что его впоследствии много раз видели в различных уголках Атлантики. Судно якобы шло под всеми парусами, но людей на нем не было. О последней такой «встрече» сообщил капитан сухогруза «Страат Магелхас» в… октябре 1959 года!

Порой такими «голландцами» становятся реальные крупнотоннажные суда, подолгу дрейфующие по водным просторам. Эти скитальцы без экипажа или с мертвой командой зарегистрированы в сводках морских ведомств. Тайны многих из них мрачны и, видимо, никогда не будут раскрыты, поскольку Мировой океан хранит их под надежными замками. 

Отдельные таинственные случаи появления в океане судов-призраков можно разгадать, зная о явлении, которое более 60 лет известно в океанологии под названием «голос моря». Его открыватель — известный академик В. В. Шулейкин. 

 Суть открытия в следующем: из штормовых районов со скоростью звука в воздухе и почти в пять раз быстрее в воде распространяются инфракрасные колебания. Многие морские животные и птицы воспринимают их как предупреждение об опасности, надвигающемся шторме. Но только сравнительно недавно ученые установили, что инфразвук сказывает неблагоприятное воздействие на психику человека. При слабых колебаниях у испытуемых возникали приступы морской болезни, появлялось чувство неуверенности и страха, а при средних колебаниях наступали обмороки. Расчеты показали, что инфразвуковые колебания с частотой 7 герц могут привести к смертельному исходу. А ведь во время шторма «голос моря» почти подходит к этому рубежу — его интенсивность в среднем достигает 6 герц. Кроме того, во времена упомянутых исследований, когда частота приходящего излучения была ниже предельных величин, человеческий организм испытывал сильную вибрацию, необычным колебаниям подвергались внутренние органы, и испытуемые чувствовали сильную боль во всем теле. 

А теперь представим себе такой поворот событий... Тихий, спокойный океан, ничто не предвещает опасности. Но где-то бушует шторм. И вот, подчиняясь «голосу моря», рожденному этим штормом, неожиданно начинают вибрировать и ломаются мачты и надстройки, рвутся паруса. У моряков, охваченных ужасом и дикой болью, только одна мысль — прочь с проклятого судна! Проходит немного времени, и по-тихому, как и прежде, океану плывет уже «летучий голландец» ... 

В условиях тумана, снежных бурь, гигантских волн, неистовствующего ветра и бушующего океана дреифующий корабль вполне может представиться кораблем-призраком. И, конечно, столкновение с ним не сулит ничего хорошего. Впрочем, можно ли какой-то одной причиной объяснить эту романтическую тайну? 

Автор: Алим ВОЙЦЕХОВСКИЙ