Найти тему

Брюллов и Соколов: женские портреты

Александр Павлович Брюллов был больше известен как архитектор. Но в то же время славился и своими акварелями, особенно портретами.

Фотография картины (на фоне)  А. П. Брюллова "Портрет Н. Н. Пушкиной" (из свободных источников)
Фотография картины (на фоне) А. П. Брюллова "Портрет Н. Н. Пушкиной" (из свободных источников)

Ему удавалось создавать "архитектурно" точные и вместе с тем "легкие" портреты, мастерски улавливать лучший ракурс.

Например как на портрете Натальи Пушкиной. Не только виртуозность, но и "воздушность" образа привлекает наше внимание.

Как будто созданный из воздуха - голубой цвет фона рядом с лицом усиливает это впечатление. А теплые оттенки добавляют образу сияния.

Петр Федорович Соколов - выдающийся мастер акварельного портрета. Именно в нем он нашел свое призвание и даже получил звание академика акварельной портретной живописи.

Фотография картины П. Ф. Соколова "Портрет княжны Е. В. Мещерской"  (из свободных источников)
Фотография картины П. Ф. Соколова "Портрет княжны Е. В. Мещерской" (из свободных источников)

В этом портрете мы видим умение не только передать сам образ, но и поместить его в обстановку, которая еще больше его раскрывает.

Это и папка скорее всего своих первых рисунков и едва уловимое подобие прекрасному цветку.

Фотография картины П. Ф. Соколова  "Портрет графини Орловой" (из свободных источников)
Фотография картины П. Ф. Соколова "Портрет графини Орловой" (из свободных источников)

На этом портрете мы видим умение мастера выделить деталь, которая "усилит" образ.

Как, например, платок, цвет которого подчеркивает цвет глаз. А также делает образ более ярким, сохраняя при этом акварельную "легкость" и передавая изящность.

Фотография картины П. Ф. Соколова "Портрет графини С. А. Бобринской"  (из свободных источников)
Фотография картины П. Ф. Соколова "Портрет графини С. А. Бобринской" (из свободных источников)

В этом портрете таким ярким акцентом является платье, близкое по тону румянцу на лице девушки.

Фотография картины П. Ф. Соколова "Портрет О. П. Ферзен"  (из свободных источников)
Фотография картины П. Ф. Соколова "Портрет О. П. Ферзен" (из свободных источников)

На этом портрете обращают внимание красивая шляпа с лентами и ожерельем в желтом цвете.

Цветы на шляпе перекликаются с воздушным платьем и общей атмосферой картины, близкой к той, которая обычно бывает в теплый летний день на море.

Фотография картины П. Ф. Соколова "Портрет И. Г. Полетики (из свободных источников)
Фотография картины П. Ф. Соколова "Портрет И. Г. Полетики (из свободных источников)

Этот портрет более "весомый" из-за выбранного одеяния. Чтобы выдержать эту ноту "игра света" на прическе уже более приглушенная.

А общий фон ровный в отличие от акварельных переливов на предыдущем портрете.

Фотография картины П. Ф. Соколова "Портрет Е. П. Бакуниной" (из свободных источников)
Фотография картины П. Ф. Соколова "Портрет Е. П. Бакуниной" (из свободных источников)

В этом портрете ощущается не только воздушность, но и тепло, которое передается и образу. Здесь виртуозно применено свойство акварели растекаться, мастерски передана фактура ткани.

Взгляд на зрителя еще более выразителен, чем на других картинах. Это достигнуто и за счет наклона головы и за счет шляпы, заполняющей верхнее пространство картины.

Фотография картины П. Ф. Соколова "Портрет Ю. П. Соколовой"(из свободных источников)
Фотография картины П. Ф. Соколова "Портрет Ю. П. Соколовой"(из свободных источников)

В этом портрете есть и воздух, и яркие акценты, и выразительный, но при этом мягкий взгляд.

А белая перелина переходит в белое пространство картины, размывая образ, но при этом еще больше обращая внимание на цветовые акценты.

Фотография картины П. Ф. Соколова "Портрет Елизаветы Ксаверьевны" (из свободных источников)
Фотография картины П. Ф. Соколова "Портрет Елизаветы Ксаверьевны" (из свободных источников)

Этот портрет - один из шедевров автора. Здесь, как и в других портретах, художнику удалось создать столь подробный образ без карандашного контура, без белил.

Передать каждую деталь наряда, выражение лица, малейшие нюансы света и цвета - такое подвластно только гению акварельного портрета.

На следующих двух портретах, созданных один Брюлловым, а второй Соколовым есть даже сходство с полотнами Рафаэля, которым несомненно восхищались оба художника.

Фотография картины А. П. Брюллова "Портрет Е. Н. Чернышевой  с дочерьми" (из свободных источников)
Фотография картины А. П. Брюллова "Портрет Е. Н. Чернышевой с дочерьми" (из свободных источников)
Фотография картины П. Ф. Соколова "Портрет М. Т. Пашковой с дочерью Александрой" (из свободных источников)
Фотография картины П. Ф. Соколова "Портрет М. Т. Пашковой с дочерью Александрой" (из свободных источников)

Если понравилось, поддержите статью лайком! Подписывайтесь! Приглашаю вас увидеть 3 картины отдохновения Пушкина в кратком формате нарратива или 3 картины с "солнечным" синим или отправиться в поля ирисов или поля с картин с дамами под зонтиком!