Размышляя над тем, как складывалась историческая судьба осетинской национальной культуры, все чаще сталкиваешься с тем, что для обобщений не хватает достоверной и систематизированной информации. Поэтому мы так явственно ощущаем то, как многообразен и противоречив процесс развития национальной культуры в условиях многосторонних контактов.
Внимательно анализируя пути развития скифо-сармато-алано-осетинского изобразительного искусства, хочется предложить единую концепцию комплексного исследования всех пространственных искусств (архитектуры, изобразительного, декоративно-прикладного искусства, профессионального и народного искусства) Осетии с древнейших времен до нашего времени. В ней необходимо использовать широкий круг литературных данных не только искусствоведческих (пока небогатых и фрагментарных), но и археологические, этнографические, архитектурные, филологические публикации, материалы комплексных научных экспедиций, музейных фондов и архивов. Должны быть подвергнуты основательной характеристике исторические памятники, сохранившиеся в сельской и городской среде, произведения народного и профессионального искусства, документы, фиксирующие историю художественной жизни народа.
Успешное решение этих задач создаст широкую панораму искусства Осетии от эпохи первобытной древности до современных реалий. Многослойность мобилизованного материала, возможно, вызовет неоднозначные оценки единой концепции комплексного исследования изобразительного искусства Осетии. Однако критические замечания профессионалов пойдут только на пользу и позволят адекватно отразить этническую специфику тех или иных культурных комплексов.
Опираясь на археологические публикации и выводы исторической науки, автор концепции рассматривает территорию Осетии, Скифии, Сарматии и Алании, начиная с эпохи неолита, как контактной зоны индоевропейской, иранской и кавказской общности. Он выделяет в культуре разные типы, формирующиеся внутри той или иной общности, отличающиеся друг от друга, развивающиеся последовательно в тесной связи с окружающим миром.
Проводя параллель между культурами скифских племен, обитавших в VIII-II веках до н.э. на территории Северного Причерноморья, Приднепровья и Подонья, нельзя забывать про памятники, найденные в значительной части Восточной Европы (Румыния, Венгрия, Болгария), что является свидетельством распространения скифского искусства на запад и юго-запад от северного побережья Черного моря. Как указывает Геродот, скифы были вытеснены из азиатского пространства другими народами в VII веке до н.э. А они в свою очередь заняли земли Северного Причерноморья, потеснив киммерийцев. Общность скифов и их искусства отец истории объединяет единством их языка. В V веке до н.э. в состав Европейской Скифии входили не только кочевые племена степей Причерноморья от Днепра до Дона, но и оседлые племена, занимавшие низовья Днепра и местности по Днепру, Бугу и днепровскому правобережью. Никому из этих народностей и племен нельзя отказать в праве вписать своей творческой деятельностью определенный штрих в историю искусства скифского края.
В большей степени это относится к пяти скифским племенам. Это царские скифы-кочевники, считавшие всех остальных своими рабами. Они жили в степях между Днепром и Доном. В низовьях Днепра жили скифы- земледельцы. По Бугу проживали каллипиды и алазоны, а севернее до Среднего Днепра - племена скифов-земледелъцев. Нельзя сбрасывать со счетов и соседние со скифами племена, которые имели сходную с ними культуру, но говорили на других наречиях. За Доном жили савроматы, в горном Крыму — тавры, по Днестру и в направлении до Днепра (севернее мест проживания основных скифских племен) - невры. Восточное побережье Азовского моря населяли меоты. Ближе всего из этих племен к скифам стояли савроматы, которые говорили на языке, похожим на скифский. Некоторые исследователи относят к скифам и гетов, живших на Нижнем Дунае и северных склонах Балкан, а также массагетов, живших в Средней Азии. Многие ученые отмечают, что для этих племен были характерны такие черты, присущие скифам, как воинственность, упорство, решительность в борьбе за свою независимость.
Дошедшие до нас памятники скифского искусства в период расцвета культуры в первом тысячелетии до н.э. на территории от придунайских степей на западе и до Алтая на Востоке имеют важное значение. Эти памятники обладают едиными стилевыми чертами, а также характеризуются культурным взаимовлиянием граничащих друг с другом кочевых племен. Для скифского искусства характерно использование орнаментальных и животных композиций, а также изображение всевозможных звериных фантастических образов - крылатых грифонов, зверей с головами и лапами птиц. В орнаментах часто встречаются отдельные элементы, взятые из животного мира - головы и лапы зверей и птиц, оленьи рога, клювы птиц. По картинам, изображенным на изделиях художественного ремесла, можно составить представление о древних родовых тотемных культурах, игравших большую роль в мифологии и религиозных воззрениях скифских племен. Впрочем, встречаются довольно часто и изображения, отражающие реальную жизнь и быт этих племен, - это сцены охоты, гостеприимства, побратимства и т.д. Изделия скифов часто были сделаны из золота, бронзы и кости. Благодаря курганам хорошо сохранились прекрасные образцы тканей, вышивок и резных украшений, найденных в различных частях скифского пространства.
Каменная скульптура скифов представлена грубо обработанными монументальными статуями антропоморфных божеств, тотемов, надгробными изображениями умерших воинов, женскими фигурами. Скифы были также искусными ремесленниками. Они знали различные приемы обработки изделий из золота, изготовления эмали, инкрустаций из цветных камней. Скифское искусство развивалось на основе традиций национального искусства, и эти традиции обеспечили стойкость его стилевых черт. В то же время оно испытало воздействие высокоразвитых художественных культур Европы, особенно Греции. Впрочем, влияние было обоюдополезным. Это взаимовлияние особенно ярко сказывается в ранний период скифского искусства. В V-IV веках до н.э. в искусстве скифов на первый план выходит греческое влияние. Скифские курганы этого времени содержат в себе много предметов греческой работы. Находки в курганах близ Керчи, Нижнего Поднепровье, Воронежской области и другие представляют собой прекрасные образцы греческих изделий с изображением сцен жизни скифов. Они убедительно передают их этнический облик, костюм, обряды. Общение с греческими мастерами плодотворно повлияло на скифское искусство, но его национальное своеобразие его художественного стиля не было этим нарушено. Памятники скифского искусства из многих курганов говорят именно об этом. Включение сюжетов греческого искусства в чисто скифские мотивы говорит о живучести местной художественной традиции скифов. Скифское искусство высоко оценено во всем мире.
Сохранение скифской традиции в искусстве особенно ярко видно в более позднем сарматском искусстве. Сарматы жили до III века н.э. в причерноморских степях. Характерными признаками сарматского искусства являются: изображение на предметах личного и конского убора сцен борьбы двух или трех зверей, часто изображаемых очень реалистически. Золотые вещи они орнаментировали полихромной инкрустацией цветными стеклянными сплавами или камнями. Позднее - усложнение звериной орнаментации, разложение образа животного и представление его в виде схематичного декоративного узора. Близ Майкопа была найдена пряжка от пояса и набор серебряных блях, а у Новочеркасска - золотая диадема и другие предметы. Все они датируются началом нашей эры. Сарматов часто называют савроматами, но тождество их окончательно не установлено, Геродот описывает савроматов как кочевое племя, обитавшее по реке Танаис (Дон) от его низовий приблизительно до места его нынешнего сближения с Волгой. С V века н.э. позднейшие греки и римляне отождествляли скифов с савроматами, занявшими после скифов со II века до н.э. господствующее положение в южных степях.
В античной древности на северном побережье Черного моря, в Киммерии, жило фракийское племя - киммерийцы. По их имени назван Босфор Киммерийский, ныне Керченский пролив. Их огромная роль в истории малой Азии VIII-VII веков до н.э. выясняется все более отчетливо по мере изучения клинописных памятников. Пришедшие с севера скифы вытеснили киммерийцев с их родины. Покинув свою землю, они в VIII веке до н.э. перешли Кавказ, вторглись в Урарту. Заключив союз с мидянами, киммерийцы вели борьбу с Ассирией и ослабили ее могущество. Затем они двинулись на запад, разграбили Фригию и Лидию (в середине VII века до н.э.), а также ряд греческих городов на Эгейком побережье Малой Азии. Только в конце V века до н.э. киммерийцев разбил лидийский царь Алиатт. Остатки этого разгромленного племени продержались до III века до н.э. в Каппадокии, а затем упоминания об этом племени исчезли из истории.
Предложенный нами принцип исследования скифо-сарматского искусства позволяет рассмотреть изобразительное искусство Осетии в историческом разрезе с учетом внутренней дифференциации населения названных территорий. Все это характеризуется в единой концепции комплексного исследования в отдельности, с выявлением специфики, стилистики, времени самостоятельного существования тех или иных культур в совокупности, в рамках целостной картины развития искусства применительно к определенной эпохе, к данной земле. Ценность этого подхода, отличающегося от традиционного рассмотрения истории изобразительного искусства, состоит в том, что он открывает возможность для ретроспективного изучения процессов межэтнических контактов, имевших место в далеком прошлом. При нынешнем дефиците теоретических концепций сущности, содержания и перспектив развития национального процесса, в том числе их культурных аспектов, ретроспективный подход может оказаться своевременными и полезным дополнительным методическим приемом.
Анализируя скифо-сарматские истоки нашей национальной культуры, мы попытались рассмотреть процессы развития изобразительного искусства в Древней Осетии в сложной совокупности разных этнических составляющий сил и, конечно, во всей их реальной неравномерности, когда ведущую роль в развитии местной культуры в разные эпохи брали на себя те или иные этносы. В средние века эта роль переходит к аланам, составившим ядро будущей народности в процессе становления культуры современных осетин. В то же время изобразительное искусство Осетии предстает не только как этнически однородное алано-осетинское искусство, но и как сложный полиэтнический комплекс, с учетом участия в его развитии разных этнических сил с учетом разнообразного художественного импорта из различных стран. Серьезное внимание уделяется этнической многослойности, сложности средневекового искусства в Осетии, которое не мешает выделить кристаллизацию алано-осетинского искусства на протяжении от VIII до XVI вв. как самобытную в национальной культуре - ведущую художественную школу, развивающуюся не без влияния православного христианства в специфических условиях Центрального Кавказского хребта.
Контакты осетинской и русской культур начались в середине XVIII века. Первоначальное религиозно-политическое сотрудничество, последующее длительное параллельное развитие искусства двух народов и нарастающее к началу XIX века взаимодействие объединительных сил, консолидирующихся внутри каждой национальной культуры, дает основания выдвинуть в известной степени рискованный тезис о формировании культуры Осетии, как бинационального явления. Одновременно надо рассматривать и осетинское профессиональное искусство на протяжении от середины XVII века до начала XX в., выявляя не только специфические виды высокоразвитого осетинского народного творчества (ткачество, вышивку, ювелирное дело, резьбу по камню в формах традиционной эпиграфики, сельское деревянное зодчество). Необходимо и в области творческой деятельности самоучек и осетинских художников-профессионалов, получивших специальное образование в столичных городах России, осветить и самобытность, своеобразие осетинской национальной культуры.
Рассматривая параллельное развитие русской и осетинской художественной культуры, надо помнить об исторической подоплеке этих взаимосвязей. Одна из главных задач нашей культурологической науки – освещение национальных традиций, в первую очередь тех опредмеченных результатов человеческой деятельности, которые служат воспроизводству национальной самобытности и являются вкладом в развитие общечеловеческого прогресса.
Западное искусство можно определить как искусство высокой рациональности. Оно в значительной мере основано на концепте, появившемся еще во времена Просвещения, о том, что мир исчислим. В осетинском сознании утвердилось с древних времен положение, когда мы живем, не столько согласуясь с рациональной законностью, сколько с метафизическими представлениями о долге, справедливости, доброте и зле. Оба эти качества архетипические: они непрерывно, в течение нескольких сотен лет воспроизводятся соответствующими видами искусства. Они входят в генетические коды обеих цивилизаций. И потому призывы к нашему народу принять западное - это потеря национальной идентичности.
Борис ХОЗИЕВ,
декан факультета осетискрой филологии СОГУ