Найти тему
Игорь Орлов

Святой дознаватель старец Иларион

В святой жизни великой христианской сокровищницы Руси - Опптиной Пустыни - среди Богоносных старцев был святой преподобный Иларион Оптинский (в миру - Родион Никитич Пономарев).

Св.преп. Иларион Оптинский (Пономарев)
Св.преп. Иларион Оптинский (Пономарев)

Как и другие старцы Оптинские, вел он жизнь Богопослушную, Христоподражательную и был украшен Господом множеством даров и добродетелей.

Святой старец Иларион около 20 лет был келейником у другого старца - Макария Оптинского, святого, обладавшего глубочайшим смирением. Вели беседы они, многому учился от святого Макария старец Иларион.

Св. преп. Макарий Оптинский (Иванов)
Св. преп. Макарий Оптинский (Иванов)

Среди многих Божьих даров в самом святом Иларионе был дар такой проницательности, которую можно уподобить дару дознавателя. Этот дар, как и все другие, по Милости Божьей данные ему, он применял во благо очищения душ, обращавшихся к нему людей, лечил тяжелейшие душевные недуги. Старец Иларион был очень сильным исповедником.

преп. Иларион Оптинский
преп. Иларион Оптинский

Как же происходило это Таинство у старца?

По­сле при­вет­ствия ста­рец Иларион искусными во­про­са­ми вы­зы­вал от­кро­вен­ное объ­яс­не­ние по­се­ти­те­ля о це­ли его по­се­ще­ния, со­став­лял се­бе по­ня­тие о его ду­шев­ном со­сто­я­нии. Если на­хо­дил нуж­ным, пред­ла­гал по­се­ти­те­лю под­го­то­вить­ся к очи­ще­нию сво­ей со­ве­сти ис­по­ве­до­ва­ни­ем, на­зна­чая для это­го не ме­нее трех дней.

-4

Сле­до­ва­ло, за это время, вспомнить всю свою преж­нюю жизнь с се­ми­лет­не­го воз­рас­та, при­пом­нить и отыс­кать в се­бе те за­бы­тые гре­хи, в ко­то­рых не бы­ло при­не­се­но по­ка­я­ние, в ко­то­рых ча­сто и та­и­лась при­чи­на ду­шев­ной бо­лез­ни.

Когда по­се­ти­тель по какой либо причине не до­сти­гал это­го, то ста­рец сам на ис­по­ве­ди ис­кус­ны­ми во­про­са­ми уяс­нял, в чем де­ло, вы­зы­вал по­се­ти­те­ля на вос­по­ми­на­ние о нерас­ка­ян­ном гре­хе, который по невниманию уже обратился в навык.

Такова была Божественная сила в святом Иларионе, что под влиянием ее, посетитель чувствовал присутствие Божье рядом и находил затаенный грех, исповедование которого перед Богом приводило к исцелению от нервно-душевного расстройства.

Святой старец Ила­ри­он был твер­до убеж­ден, что пол­ное ис­крен­нее по­ка­я­ние, все­про­ще­ние оби­дев­ших и при­ми­ре­ние со враж­ду­ю­щи­ми есть луч­шее ле­кар­ство от неду­гов ду­шев­ных.

Ста­рец ука­зы­вал боль­ным не мни­мую, а дей­стви­тель­но най­ден­ную им при­чи­ну их бо­лез­ни и при­во­дил к со­зна­нию, рас­ка­я­нию и со­кру­ше­нию о сво­их гре­хах.

Ес­ли боль­ные ука­зы­ва­ли на ко­го-ли­бо как на при­чи­ну сво­ей бо­лез­ни, что ча­сто бы­ва­ло с нерв­ны­ми боль­ны­ми, то преподобный Ила­ри­он со­ве­то­вал то­гда ис­про­сить у то­го ли­ца про­ще­ния, ес­ли человек тот был жив, а ес­ли скон­ча­лся, то при­ми­рить­ся с ним, от­слу­жить на его мо­ги­ле па­ни­хи­ду о его упо­ко­е­нии, по­да­вать о по­ми­но­ве­нии на про­ско­ми­ди­ях и до­ма за него мо­лить­ся, при­не­сти по­ка­я­ние, при­нять епи­ти­мию и по­ло­жить на­ча­ло доб­ро­де­тель­ной жиз­ни.

Вот один из таких случаев.

Обратился к старцу Илариону Оптинскому молодой купец, который 2 года был одержим манией преследования, не дававшей ему покоя ни днем, ни ночью. Купец избегал людей, ходил с блуждающим взором и произносил бессмысленные слова. Дела не шли хорошо у него в таком состоянии души.

-5

Святой Иларион не раз общался с купцом, пытаясь дознаться до той духовной причины, того совершенного, но не исповеданного греха, что вызвал душевное заболевание. И путем вопросов искусных таки дознался.

Главная причина болезни молодого купца была вражда и непокорность своему отцу, которую он не понимал, считал нормой, себя правым в ней и носил все это в сердце своем.

Святой Иларион наложил на купца епитимию и дал такое задание: обязательно примириться с отцом своим.

Купец крайне сопротивлялся, был готов сделать что-либо другое, но только не это.

Дар убеждения, данный Господом святому Илариону помог мягко повлиять на купца (грубость никогда не применял святой, только мягкое убеждение, согласие человека).

Купец примирился с отцом, нашел в себе силы. Потом, и только потом, был допущен к Причастию Святых Христовых Тайн. Бог милостиво простил купца, болезнь души, столь долго мучавшая, покинула ее.

-6

Когда отцу Илариону, видя такие его труды по дознанию реального греха, убеждению посетителей, говорили люди:

"Зачем, батюшка, столько сил тратите на какую-то грешную чужую душу? Поберегли бы силы!",

старец отвечал:

"У другого такая же душа, как и у нас с тобой. Весь мир не стоит одной души!"

Понравилось - ставьте лайк, подписывайтесь на канал.

С добром и уважением к Вам,

Игорь Орлов