Найти тему
Territorio mentis

Молдова. Земля, пропитанная солнцем

Страна, с которой познакомится читатель, находится в юго-восточной части Европы. По своим размерам она невелика: наибольшая протяжённость с севера на юг составляет 350, а с запада на восток – 150 км. Таким образом, понадобится всего 4 часа езды на автомобиле, чтобы пересечь территорию всего государства. Но подобный факт ничуть не умоляет её достоинств. Этот край славен на весь мир вековыми заповедными лесами, обилием древних православных памятников и, конечно, винами. Наш рассказ о Молдове – стране, где, говорят, мечты встречаются с явью.

На пути к независимости

На землях между Днестром и Прутом на протяжении тысячелетий происходило перемещение многих племён и народов. Некоторые из них задерживались здесь на века, создавая свою специфическую культуру. В Подунавье жили племена фракийцев, иллирийцев, даков, готов, антов.

В I-II в. эти земли были завоеваны Римом, и латинский язык вошёл в широкий обиход. Чуть позже, в результате расселения славян в областях к северу и югу от Нижнего и Среднего Дуная и их контактов с романизированным населением, в VII-IX вв. произошло формирование новой этнической группы – волохов. Её представители и стали предками всех восточнороманских народов, в том числе и молдаван.

Первое же упоминание этнонима «молдаванин» отмечено в образчике устного народного творчества – балладе «Миорица», жемчужине молдавского фольклора, создание которой датировано XII-XIII вв..

До XIV в. территория современной Молдавии была частью владений различных племенных союзов и государственных образований, таких как Киевская Русь, Галицкое княжество, Золотая Орда.

Впервые как о самостоятельном независимом государстве Молдавия заявила о себе в 1359 году, когда под властью князя Богдана I было образовано Молдавское княжество, запечатлённое в истории как княжество Молдо-Влахия.

Первая полная карта Молдавии (итальянский мастер Бартоломео Борги, 1789 г.)
Первая полная карта Молдавии (итальянский мастер Бартоломео Борги, 1789 г.)

Далее на протяжении шести веков эта территория входила в состав других крупных государств, без покровительства которых маленькой стране было невозможно обойтись.

В XVI в. Молдавское княжество попало в зависимость от Оттоманской Порты. Два века спустя левобережье Днестра, а затем и Бессарабию (1812 г.) взяла под свой протекторат Российская империя. В её составе молдавские земли были объединены сначала в Бессарабскую область, а затем в Бессарабскую губернию.

В 1918 году эта российская провинция отходит к Королевству Румынии, а в 1940 году в качестве Молдавской ССР включается в состав Советского Союза.

Памятной датой в истории страны стало 27 августа 1991 года, когда была принята Декларация о независимости Республики Молдова, утверждающая её на мировой арене в качестве самостоятельного суверенного государства.

Символы, овеянные легендами

Сохранилось предание о том, как было основано Молдавское княжество. Его в начале XVIII в. в своей книге «Описание Молдавии» изложил учёный-просветитель, господарь Дмитрий Кантемир (1673-1723 гг.). Звучит она так.

Некогда венгерский воевода Драгош (XIV в.) из места Марамуреш с тремястами охотниками решил перейти Карпаты в восточном направлении. Во время этого пути он напал на след зубра. Преследуя зверя, охотники прижали его к реке. Дикий бык, спасаясь от людей, бросился в воду, но был пронзён стрелами ловцов. Собака Драгоша по кличке Молда прыгнула в бурлящий поток вслед за зубром, и быстрое течение поглотило её. В память о своей любимице воевода назвал реку Молдовой.

Затем, спустившись к низовьям реки и исследовав окрестные земли, Драгош повелел включить их в состав Венгерского королевства, объявив себя наместником нового княжества. На гербе его вельможа пожелал запечатлеть голову зубра.

Как установлено историками, на гонфалоне (военном знамени) самого Драгоша была изображена вертикальная серебреная стрела на синем поле, опирающаяся на золотой полумесяц и по бокам сверху украшенная двумя золотыми шестиконечными звёздами.

Именно эти атрибуты (полумесяц и звезда) наряду с головой зубра, дополненные символом солнца – пятилепестковой розой, изображены сегодня на гербе Республики Молдова, который, в свою очередь, помещён в центр полотна государственного флага. В представленной геральдической композиции отображена история страны, традиции, а также культурные особенности молдавского народа.

Герб Республики Молдова
Герб Республики Молдова

Удивителен тот факт, что река Молдова, давшая название Молдавскому княжеству, в настоящее время протекает по просторам соседней Румынии. А зубр, украшающий государственный герб Республики, на протяжении трёх веков не водился в молдавском краю после массового истребления. И лишь недавно лесные исполины вновь были завезены на территорию страны.

Напиток на все времена

Несмотря на малые размеры Молдовы, в ней есть масса вещей и явлений, которые в мировом рейтинге занимают лидирующие позиции. Например, общеизвестно, что молдавский чернозём входит в список самых плодородных почв в мире. И в таком случае не удивительно, что эта земля способна приносить такие плоды, которые, как и она сама, становятся славны на весь мир.

Речь, конечно же, о виноградной лозе, что задаёт тон всей жизни страны. Местные жители говорят, что если посмотреть на Молдову с высоты птичьего полёта, то очертания границ напоминают кисть винограда. Эта ассоциация говорит об особом трепете, с которым молдаване относятся к чудесной, сладкой ягоде. И благорасположение к виноградной лозе и её плодам выражается порой в несколько неожиданных формах.

-4

Например, где ещё в мире можно встретить такое явление как фонтаны вина? Между тем таковые существуют в молдавском селе Милештий Мичь, что в 15 км от Кишинёва. Они выполнены в форме бутылок, из которых в большие бокалы без конца течёт красное и белое «вино». Вот только дегустировать его туристам не рекомендуется, потому как в качестве солнечного напитка выступает подкрашенная вода.

Фонтан вина
Фонтан вина

К слову сказать, там же, в Милештий Мичь, находится и самый большой в мире винный погреб, протяжённостью более 200 км, в чьих недрах хранится более 2 млн. бутылок вина.

Но одно дело лирика, а другое статистика, наглядно демонстрирующая значение и достижения одной из ведущих отраслей молдавского производства. Достаточно вспомнить, что виноградники занимают более одной четвёртой части Молдовы, а в виноделии заняты свыше 15% её населения. Из собираемых ягод ежегодно изготовляется более 1,3 млн. гектолитров вина. При этом 67 млн. бутылок лучезарного пьянящего напитка идут на экспорт. И такая эмблема, как аист с виноградной гроздью в клюве, известна далеко за пределами республики, потому что купить продукцию молдавских виноделов сегодня можно в 50 странах мира.

Однако изображение белокрылой птицы с винными ягодами – это не плод фантазии художника, а образ, созданный народной памятью на основе красивой легенды.

Она повествует о далёких временах, когда Молдова противостояла турецким захватчикам. И как-то раз турки, вторгшись в пределы молдавской земли, обложили крепость Городешты. Но, несмотря на численный перевес врага, гарнизон цитадели не собирался сдаваться и доблестно отражал все атаки янычар.

Однако вскоре у обороняющихся закончился провиант и вода. Их силы стали иссякать. И когда молдавские воины совсем отчаялись, они увидели в небе сотни белых аистов, летевших к крепости. В клювах они несли виноградные гроздья, которые начали сбрасывать защитникам укрепления. Этими дарами молдаване утолили жажду и исполнились новых сил. Турки же, видевшие чудесное явление, поняли, что не смогут взять Городешты и, сняв осаду, отступили. Так гордая белая птица стала символом молдавского виноделия.

Вообще вино в Молдове – это нечто большее, чем просто пьянящий напиток. Виноделие у молдаван в генах и практически каждый хозяин, имеющий земельный надел, выращивает на нём янтарные ягоды, которые затем перерабатывает в вино домашнего розлива.

Подчёркивая приверженность национальным традициям, Парламент страны даже принял закон, согласно которому вино было исключено из списка алкогольных напитков и признано продуктом питания. А в 2002 году в республике был утверждён праздник, относящийся к разряду государственных, под названием «Национальный день вина». С тех пор ежегодно во второе воскресенье октября во всех уголках Молдовы воздают дань уважения красно-белому напитку и людям, благодаря чьему мастерству рождаются неповторимые букеты вин.

Главные мероприятия праздника проходят в кишинёвском Международном выставочном комплексе «Moldexpo», где два дня жителей и гостей столицы развлекают художественные коллективы, а виноделы со всей страны угощают собравшихся молодым вином.

-6

Дегустация популярных солнечных напитков по традиции происходит на открытом воздухе, и у желающих ощутить их аромат и букет надолго остаётся приятное послевкусие.

-7

Примечательно, что заканчиваются торжества на центральной площади столицы фейерверком и хорой. Это национальный молдавский танец, при исполнении которого группа людей, держащих друг друга за руки, формирует кольцо и движется по кругу. Таких колец может быть несколько, одно внутри другого, и двигаются они в противоположных направлениях. Происходит всё это под аккомпанемент живой задорной музыки.

Однако «Национальный день вина» – не единственный праздник, который можно встретить только в стране, простёршейся между Днестром и Прутом.

Отрешаясь от забот и будней

Если в России принято провожать зиму, отмечая весёлую масленицу, то в Молдове – встречать весну. Один из любимых национальных праздников Мэрцишор отмечается 1 марта. В этот день с незапамятных времён было принято дарить друг другу красно-белые украшения ручной работы в виде двух сплетённых нитей, оканчивающихся кисточками, цветками или другими декоративными элементами. Они называются мэрцишорами и носят их на одежде весь месяц, а 31 марта снимают и развешивают на деревьях. Считается, что тому, кто это сделал, весь год будет сопутствовать успех.

-8

Из поколения в поколение, из уст в уста передаётся милый фольклорный образчик, из которого и родился описываемый праздник. Рассказывают, что в первый день марта вышла на опушку леса красавица-Весна и увидела в зарослях терновника пробившийся из-под снега первоцвет. Решила она помочь подснежнику и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Увидела это Зима и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить цветок. Слабый первоцвет поник от ледяного дыхания. Тогда Весна наклонилась, прикрыла руками слабый росток, но укололась терновником. Из пораненной руки упала капля горячей крови, которая оживила цветок. Так Весна победила Зиму.

Ещё один уникальный праздник отмечается в Молдове в последний день лета и называется Лимба ноастрэ (Наш язык) или Национальный день языка. Его отправной точкой стала дата 31 августа 1989 года, когда Верховный Совет Молдавской ССР провозгласил молдавский официальным языком и принял закон о возврате молдавского языка к латинской графике.

Праздник Лимба ноастрэ в Молдове
Праздник Лимба ноастрэ в Молдове

Своё имя праздник получил от стихотворения «Limba noastră», написанного в 1917 году известным молдавским поэтом и публицистом Алексеем Матеевичем (1888-1917 гг.). В произведении автор прославляет родной язык и призывает людей к бережному отношению к нему. С 1994 года это стихотворение, положенное на музыку Александру Кристя, стало гимном Республики Молдова. В переводе на русский оно начинается так:

Наш язык, наш клад нетленный

От безверия укрытый,

Свет жемчужин драгоценных,

Над отчизною разлитый.

В этот день по всей стране проходят выставки, фестивали, выступления профессиональных и самодеятельных артистов. А вечером в Кишинёве на площади Великого Национального Собрания организуется концерт с участием мастеров молдавской и зарубежной эстрады.

-10

Заслуживает особого внимания и ещё одна акция, приуроченная к всенародному празднику: на Центральном кладбище столицы проводится панихида по безвременно ушедшим деятелям молдавской культуры, внёсшим особый вклад в развитие родного языка и национальной словесности.

Другое торжество, как ни странно, не имеет определённой даты, но, тем не менее, празднуется в солнечной республике повсеместно. И эта традиция уходит корнями в глубокое прошлое. Так издревле повелось на молдавских землях, что каждое село и каждый город выбирали среди христианских святых своего небесного покровителя, который защитит их от всех невзгод. В честь него закладывался храм, а потом раз в году весь населённый пункт отмечал престольный праздник именуемый также храмовым. К примеру, в Кишинёве торжества по этому поводу проходят 14 сентября – на Покров Божией Матери, в Комрате – 20 января – в день святого Иоанна Крестителя; в Бельцах, Фалештах, Бессарабке и Дондюшанах чтут память святого Николая Чудотворца 22 мая и т.д..

В старину храмовый праздник села было принято отмечать три дня, поэтому появилось выражение: «На престольный праздник три дня стоять оглоблей телеги к дому и ещё три дня – оглоблей к воротам». Сегодня размах празднования скромнее, и все мероприятия укладываются в сутки.

За несколько дней до торжества хозяйки начинают подготовку дома – белят, убирают, запасают продукты для праздничного стола, который в каждом селе имеет свои особенности.

Празднование храмового праздника в селе Чобручи
Празднование храмового праздника в селе Чобручи

В праздничный день с утра во всех храмах проходят богослужения, а после обеда на улицах разворачивается веселье: люди соединяют руки в уже упоминаемой хоре и кружатся в парном танце жок. На Храм принято приглашать в дом друзей, родственников, соседей, чтобы поговорить по душам и продемонстрировать гостям кулинарное и винодельческое мастерство.

Волшебная сила искусства

Жители бывшего Советского Союза, безусловно, помнят Молдову по такому легендарному бренду как «Молдавфильм». Эта киностудия в своё время внесла весомый вклад в развитие культуры и искусства огромной страны Советов. В стенах молдавского кинообъединения начинали свою творческую карьеру такие именитые ныне актёры как Михаил Боярский и Татьяна Васильева. Здесь также дебютировал проставленный кинорежиссёр, кинооператор, сценарист, актёр и композитор Пётр Тодоровский.

Всесоюзную известность получил замечательный молдавский актёр Михай (Михаил) Волонтир, так же начинавший путь в большой кинематограф со студии «Молдавфильма». Широкому зрителю он запомнился по роли прапорщика Волентира в фильме «В зоне особого внимания» (1977 г.) и в последовавшем за ним продолжении «Ответный ход» (1981 г.). Кульминацией его актёрской карьеры принято считать работу в многосерийном фильме «Цыган», вышедшем на экраны Всесоюзного телевидения в 1979 году. В нём Михай Волонтир сыграл скитающегося по свету в поисках свободы и счастья цыгана Будулая. После этого в адрес артиста ещё долго поступали мешки благодарственных писем со всех концов необъятной страны.

-12

Много творческих работ молдавской киностудии получали высокие оценки на Всесоюзных и международных кинофестивалях. Достаточно вспомнить такие фильмы как «Последний месяц осени» (1965 г.), «Лаутары» (1971 г.)», «Табор уходит в небо» (1975 г.), «Дмитрий Кантемир» (1976 г.), «Большая малая война» (1982 г.) и множество других.

Особо хотелось бы отметить ту кинокартину, которая хоть и была в 1979 году номинирована на Государственную премию СССР и включена в конкурсную программу Каннского кинофестиваля, но не получила заслуженных наград. Это фильм режиссёра Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь», снятый по мотивам повести А.П. Чехова «Драма на охоте», в котором сыграли такие мастера советского киноискусства как Олег Янковский, Галина Беляева, Кирилл Лавров, Леонид Марков, Светлана Тома.

-13

Самым ярким эпизодом картины стал свадебный вальс, написанный известным молдавским композитором Евгением Дога. Именно это произведение, исполненное необыкновенной экспрессии, добавило мелодраме эмоциональной выразительности, что, в свою очередь, способствовало её необычайной популярности среди зрителей. В результате фильм был признан самым зрелищным и успешным в прокате среди экранизированных произведений Чехова.

А дальше романтический вальс, как и положено любому гениальному произведению, отделился от киноплёнки и стал жить своей жизнью. За пластинкой со знакомой музыкой выстраивались очереди. Вальс звучал при открытии Олимпиад 1980 года в Москве и 2014 года в Сочи. И, несмотря на то, что с момента его написания прошло уже почти сорок лет, остаётся одним из самых исполняемых произведений не только на постсоветском пространстве, но – в мире. И, наверное, по праву некоторые видные иностранные деятели искусства и политики называют вальс Евгения Доги не иначе как «вальс века».

-14

Творчество знаменитого маэстро оказалось теснейшим образом связано с именем яркой звезды советской эстрады – этнической молдаванки – Софии Ротару. Не один десяток песен из её репертуара, звучавших из репродукторов пятнадцати советских республик, от Таджикистана до Эстонии, принадлежал перу молдавского композитора. А в 1973 году на болгарском конкурсе «Золотой Орфей» солистка была удостоена первой премии за исполнение песни на музыку Е. Доги «Мой город», посвящённой Кишинёву.

В пределах заповедного леса

На центральной молдавской возвышенности, между реками Реут и Прут, раскинулись Кодры – лиственные горные леса. Но, несмотря на то, что слово «кодру» с молдавского переводится как «лес», так называется не только зелёный массив, но и горы, на которых он произрастает.

Кодры Молдовы
Кодры Молдовы

Здешние холмы и долины настолько живописны, что этот природный уголок называют не иначе как сердцем Молдовы или Бессарабской Швейцарией. Здесь, кстати, находится и высшая точка страны – гора Баланешты (429 м).

С Кодрами связано немало мифов и сказаний. Здесь охотился такой персонаж молдавского эпоса как витязь Фэт-Фрумос и жила его возлюбленная, сестра Солнца, Иляна Косынзяна.

Когда-то лес служил укрытием для гайдуков, поднявшихся на борьбу с турецкими захватчиками. Был он пристанищем и для людей другого рода. Одна из легенд гласит, что в XVIII веке в Кодрах промышляла шайка Иордаке Куркь. Однажды разбойники на лесной дороге убили двух путников – мужчину и женщину. Обыскивая тела жертв, атаман узнал в них своих родителей и был потрясён до глубины души. После этого Иордаке бросил разбойное ремесло, постригся в монахи, срубил у основания холма деревянную церковь и основал скит. Так было положено начало строительству мужского православного монастыря, получившего впоследствии имя Богородице-Рождественского Курковского. Сегодня его пределы считаются святым местом, и настоятелем обители является Митрополит Кишинёвский и всея Молдовы Владимир.

Другая монастырская община (женская) расположилась в живописных местах Кодр, на берегу реки Когылник. Это место было выбрано не случайно. По преданию в конце XVII века Молдова постоянно подвергалась набегам крымских татар. И когда сил для сопротивления не оказалось, боярин Михалча Хынку вместе с дочерью Иляной решил спасаться от степняков бегством. Выбившись из сил, беглецы остановились на берегу реки, где глава семьи поклялся, что, если останется жив, построит здесь церковь. Опасность миновала, и боярин сдержал своё слово. Впоследствии вокруг построенного храма образовался монастырь. А одной из первых монахинь новой обители стала дочь вельможи, принявшая в постриге имя Параскева.

В Кодрах можно найти немало других достопримечательностей. Например, неподалёку от села Каприяна растёт старый дуб, который называют дубом Стефана III Великого (1429-1504 гг.). Одни местные жители говорят, что господарь Молдавского княжества посадил это дерево накануне сражения с янычарами, другие – что правитель отдыхал под ним после битвы.

Ещё одно посещаемое место – старинное село Долна Страшенского района. С ним связано имя «солнца русской поэзии» Александра Пушкина. Находясь в южной ссылке, поэт прожил в селе два месяца. Так что здешний антураж не мог не отразиться на его творчестве. В Долне Александр Сергеевич пишет поэму «Цыгане». И хотя нет точных исторических данных – что послужило основой и натурой для создания литературного полотна – в Кодрах гостям покажут и «поляну Земфиры», и место, где располагался табор цыган, у которых якобы гостил Пушкин, и «источник Земфиры».

Также в Кодрах можно встретить остатки бетонных дотов и подземных укреплений времён холодной войны, а археологам иногда удаётся обнаружить настоящие сокровища в виде покрытого ржавчиной оружия или кладов монет разных эпох.

Но самое, пожалуй, примечательное, что доведётся увидеть в окрестностях «молдавской тайги» – это потрясающий сельский колорит, дополненный яркими красками цветущих, плодоносящих садов и виноградников. Кроме того, в каждом попавшемся по дороге населённом пункте не будет недостатка в доброжелательности и радушии местных жителей. Здесь всегда готовы помочь путнику и угостить его мамалыгой, брынзой и вином. И то обстоятельство, что гость и хозяин не всегда понимают – один по-русски, другой – по-молдавски, не является препятствием к общению. Ведь самое главное – доброе расположение к человеку и желание обрести нового друга. А бутылочка доброго молдавского вина домашнего розлива в этом случае придётся как нельзя кстати!

Вас может заинтересовать статья:

-16