Начнём с определения. Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто. В некоторых случаях самооценкой называют некий процесс оценивания, но в рамках данной работы под термином «самооценка» нами будут восприниматься именно результаты того самого оценивания, конечный экстракт соображений человека о себе или же ощущения личности относительно себя. Конечно мы знаем, что есть 3 типа самооценки, это: заниженная, нормальная (адекватная) и завышенная.
Завышенная и заниженная самооценка. Как мы могли догадаться, это не очень нормально. Если есть причины которые могут завысить или занизить твои навыки, и они заметны не только тебе, то это нормальная (адекватна) самооценка. Если же ты себя оцениваешь плохо (или наоборот ставишь себя лучше всех) по непонятным факторам, то это последствие воспитания. Неадекватную самооценку (заниженная и завышенная) возможно исправить. Просто прислушиваться к критике, но не к глупой.
Глупая критика - это тупо перечисление недостатков. А нормальная критика это дельные советы по недостаткам, как их исправить и т.п. Нужно прислушиваться ко мнению людей. И пытаться самому не подвергаться к опровержению правдивых факторов.
Подростковая самооценка. Весьма своеобразным моментом в подростковом возрасте становится склонность индивида к рефлексии мнения родителей скорой дистанцировке от него.Вырабатывается система взглядов самого подростка, появляется свое понимание точки зрения родителей. Идея данной дистанцировки сводится к тому, что оценка родителей становится для ребенка одной из возможных точек зрения среди многих, авторитет родительского мнения падает.
Исследователи отмечают, что чуткое отношение родителей к ребенку становится узловым условием определения и будущего развития нормальной самооценки подростка. С другой стороны, негативное отношение отца и матери к ребенку приводит к обратному эффекту. Дети все чаще фокусируются на собственных провалах, остерегаются риска, всячески бегут от соревнований. Кроме того, им становятся присущи агрессивность и довольно высокий уровень тревожности.
«Адекватная самооценка» может поспособствовать появлению у ребенка следующих качеств: уверенность и гиперуверенность в себе, самокритичность, некритичность и прочее. Вместе с этим нам открывается возможность проследить связь между характером самооценки и учебной, а вместе с тем и внеучебной деятельностью ребенка. Сохраняя самооценку в пределах адекватной нормы, молодой человек способен улучшить свой уровень успеваемости.
При этом у ребенка не отмечаются скачки успеваемости, сохраняется достаточно высокий личностный и общественный статус. Такие дети имеют значительно больший круг интересов, они весьма деятельны, вместе с этим у него сохраняются весьма умеренные и целесообразные межличностные контакты, что нацелены опять же на познание окружающих и себя по средствам общения с ними.
«Завышенная самооценка» Проявления у ребенка крайнего уровня самооценки (слишком высокий уровень или слишком низкий) может сопровождаться агрессивным поведением, излишней тревогой, боязнью перед лицом новых знакомств и социальных контактов, так же отмечается эгоцентризм и беспомощность в деле нахождения решений в экстраординарных условиях.
«Заниженная самооценка» Дети с сильно заниженным уровнем самооценки часто бывают подвержены депрессивным расстройствам. Говоря об этом, одна группа исследователей придерживаются мнения, что такой уровень самооценки является причиной депрессивного расстройства, а другая группа исследователей говорит, что заниженная самооценка становится следствием депрессивного расстройства.
На определение самооценки подростков сильней всего влияет оценка преподавателя в школе, не мало вносят мать и отец молодого человека, а также его статус в коллективе.
Самооценка взрослого. Самооценка формируется с детства на базе оценок окружающих людей. Во взрослом возрасте она является результатом деятельности индивида, его реального восприятия себя и идеального представления о себе. Во взрослом возрасте, предполагается, что самооценка должна быть гибкой. Это необходимо для развития и для продуктивной деятельности, так как на нее может влиять новая информация, новый опыт и оценка окружения. Именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими. Требовательность и критичность к себе формируют отношение к собственному успеху и неудачам. Основным критерием оценивания себя выступает система личных ценностей индивида.
Ну и закончу статью Функциями самооценки. У каждой черты характера есть свои функции, и они играю определённую роль в личности человека. Так же и самооценка имеет свои функции. Перечислю их: регуляторная, защитная, развивающая, отражающая (сигнальная), эмоциональная, адаптационная, прогностическая, корригирующая, ретроспективная, мотивирующая, терминальная. Разберём по терминам.
- Регуляторная – обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.
- Защитная – обеспечение относительной стабильности личности и её независимости.
- Развивающая – стимулирует личность к развитию и совершенствованию.
- Отражающая (или сигнальная) – отображает реальное отношение человека к себе, своим поступкам и действиям, а также позволяющая оценить адекватность своих действий.
- Эмоциональная – позволяет человеку ощущать удовлетворенность собственной личностью, своими качествами и характеристиками.
- Адаптационная – помогает человеку приспосабливаться к социуму и окружающему миру.
- Прогностическая – регулирует активность человека в начале выполнения деятельности.
- Корригирующая – обеспечивает контроль в процессе выполнения деятельности.
- Ретроспективная – обеспечивает возможность оценки человеком своего поведения и деятельности на заключительном этапе её выполнения.
- Мотивирующая – побуждает человека действовать для получения одобрения и позитивных самооценочных реакций (удовлетворенности собой, развития самоуважения и гордости).
- Терминальная – заставляет человека остановиться (прекратить деятельность), если его действия и поступки способствуют появлению самокритики и недовольства собой.
Спасибо за прочтение моей статьи. До новых встреч!