Однажды мне позвонили родители с просьбой проконсультировать их по поводу «неадекватности» их 11-летнего сына. Жили они достаточно далеко – несколько сотен километров от меня, но сказали, что обязательно приедут, так как ситуация у них сложилась критическая. Учителя в школе настаивали, что их ребенок психически нездоров и ему требуется специальное лечение.
Я согласился их принять, и через несколько дней мама с сыном пришли ко мне в офис. Пока мама рассказывала мне суть дела, ребенок был очень напряжен, иногда вставлял в разговор свои реплики и вел себя неспокойно. Причина такого его состояния стала понятна из рассказа матери.
На Славу (так звали мальчика) учителя стали жаловаться с первого дня его нахождения в школе. Но чем взрослее он становился, тем его поведение становилось все более нетерпимым. Во время объяснения материала он не мог спокойно сидеть, постоянно перебивал учителя, иногда выкрикивал, что учитель говорит неправду. Родители несколько раз переводили его в другие школы, водили на прием к психологу, но ничего не менялось. Учителя настаивали, что ребенка необходимо лечить, требовали обратиться к психиатру и предоставить справку о психическом здоровье. Я объяснил маме, что я не занимаюсь лечением, и не смогу сделать никакого вывода о психическом здоровье ребенка. Мама буквально со слезами просила помочь, так как они уже не знали куда обращаться. Сами родители были уверены, что их ребенок совершенно здоров, и в общении с родителями и вне школы ведет себя адекватно, никто никогда на него не жаловался.
Я решил пообщаться с мальчиком наедине. Маму отправил погулять, а сам стал понемногу налаживать контакт со Славой. Стал расспрашивать его о поселке, где они живут, о его друзьях, о его интересах. Постепенно Слава стал открываться, выходя из состояния «круговой обороны», которую он сформировал под действием постоянных нравоучений учителей. И когда он уже расслабился, и стал говорить свободно, безо всякой опаски, я перевел разговор на школу.
- Слава, а почему ты постоянно перебиваешь учителя во время урока?
- А чего она, дура, не то говорит?
Ответ меня немного удивил.
- То есть ты считаешь, что она на уроке говорит неправду, и ты пытаешься ее поправить?
- Да, она рассказывает совсем не то, я хочу сказать ей, как правильно, а она начинает на меня злиться. Иногда выгоняет меня из класса, а иногда ведет к директору школы, требуя, чтобы меня исключили.
Тут он взахлеб начинает пересказывать все претензии, которые к нему предъявляют учителя на протяжении всех лет нахождения в школе. Я его останавливаю.
- Подожди, Слава, я тебя понял. Ты хочешь сказать, что тот материал, который дает на уроке учитель, ты знаешь? Ты где-то это слышал или читал? Откуда ты знаешь?
- Я просто это знаю, нигде я этого не читал.
- А почему ты так уверен, что то, что ты знаешь – правильно, а то, что говорит учитель – неправильно?
- Я просто это знаю и всё! Оно у меня в голове.
Я понял, что речь идет о состоянии «Я знаю», которое может быть у человека развито с самого детства, или развиваться с помощью специальных техник. На тот момент я уже проводил занятия со школьниками (по просьбе родителей) и с некоторыми студентами, поэтому знал, как это работает.
Для того чтобы еще раз убедиться, что мой вывод правильный, я задал следующий вопрос.
- Слава, я тебя правильно понял, что когда учитель начинает урок и называет тему, у тебя в голове тут же появляются мысли по этой теме? Это так?
- Да, но у меня мысли правильные, а она рассказывает не то. Вот я и хочу поправить, а она злится.
- А почему ты так уверен, что у тебя всё правильно в голове, а учитель рассказывает не правильно?
- Потому что знаю, что в голове у меня правильно!
Ситуация была понятна, надо было устранить конфликт, но так, чтобы обе стороны были удовлетворены результатом.
Дальше мы поговорили об уважении к учителю, о вероятности того, что, возможно, все-таки информация в голове не совсем правильно им понята, или еще не известна учителю, а поэтому надо проверять правильность мыслей, сверяя их с тем, что написано в учебнике или других книгах. В общем, я посоветовал ему не торопиться поправлять учителя, а для начала воспринимать происходящее, как игру в отгадывание. Сидеть и отгадывать, что учитель скажет дальше. Если что-то не совпало с мыслями, то брать на заметку и проверять по учебнику. Идея Славе понравилась. Она понравилась ему еще и потому, что речь не шла о его «нездоровье», а впервые речь шла о его уникальных способностях.
К приходу мамы у нас было полное взаимопонимание, и мы уже разбирали тему, как стать успешным в учебе и обойти по успеваемости некоторых одноклассников.
Через пару месяцев они позвонили мне и сказали, что в школе все хорошо, по некоторым предметам Слава опережает одноклассников. Учителя им очень довольны.
В качестве дополнения
Я выше упомянул, что по просьбе родителей проводил занятия с детьми по развитию их способностей. Сначала я был приглашен на родительское собрание, где и рассказал о сути занятий. Присутствовали родители, учителя и дети. Главная мысль, которую я старался донести – это то, что речь идет о способностях, которыми обладают все люди, а, значит, занятия не могут никому причинить вреда. В результате образовалась небольшая группа, с которой я и занимался некоторое время.
Удивило меня то, что никто из учителей, даже находясь в школе, не пожелал присутствовать на занятиях, чтобы хотя бы иметь представление о методиках, с помощью которых они сами смогли бы раскрыть способности детей.
Если статья понравилась, не забудьте поставить лайки. Подписывайтесь на канал, если хотите быть в курсе новых публикаций.
Другие мои публикации читайте здесь>>>