Охота – древнейший промысел, позволивший нашим предкам не только выжить, но и эволюционировать. Со временем насущная необходимость в добыче зверей и птиц отпала, но любовь к охоте у сильной половины человечества осталась, обретя свои правила и традиции. Одна из них – брать собак – гончих.
И те, кто оценили их достоинства и неоценимую помощь, с благодарностью вспоминают знаменитого русского заводчика и основоположника ружейной охоты с гончими Николая Павловича Кишенского.
Он родился в 1850 году в родовом имении дворян Кишенских в Нижегородской губернии, в семье отставного поручика лейбгвардии Семеновского полка Павла Дмитриевича Кишенского, супруга которого, Аграфена Николаевна, урожденная Полторацкая, была потомственной дворянкой из Тверской губернии. Куда после женитьбы в 1885 г., получив за женой 400 десятин земли неподалеку от деревни Высоцкое Тысяцкой волости Новоторжского уезда, и переехала молодая семья. Здесь Николай Петрович построил собственную поместную усадьбу с примечательным названием сельцо Охотничье. Одно время он пытался принимать участие в гражданской жизни Новоторжского уезда, в 1868 г. даже был выбран мировым судьей 4го участка. Но больше одного срока он не прослужил и навсегда оставил какоелибо гражданское поприще. И затем многие годы посвятил себя управлению фамильным имением, охоте и разведению гончих собак. Вклад его в русскую охотничью культуру огромен и бесспорен. Ему принадлежит первое теоретическое обоснование типических признаков отечественных пород гончих собак, заложив основу всей дальнейшей работы с ними. Именно взгляды Кишенского на отечественных гончих, его теоретическая и практическая работа в этой области послужили отправной точкой для всех будущих поколений русских гончатников. Он первым обосновал теорию и практику ружейной охоты с гончими в России, которую отразил в своем фундаментальном труде «Ружейная охота с гончими», ставшим классикой для его последователей.
Годы, в которые началась деятельность Н. П. Кишенского как заводчика, были, с одной стороны, очень трудными для отечественных пород гончих собак, а с другой весьма благоприятными. Основная трудность заключалась в том, что как таковой отечественной (аборигенной) породы гончей собаки к середине XIX века уже не было. Все наличествовавшее на тот момент поголовье гончих собак было в той или иной степени перемешано: в стаях псовых охотников преимущественно с английскими и французскими гончими в самых произвольных пропорциях, в стаях ружейных охотников с польскими и курляндскими.
К благоприятным обстоятельствам можно отнести появление в эти годы русских охотничьих обществ. Более того, с 1874 г. начали проводиться регулярные выставки охотничьих собак, ни разу не прерывавшиеся до 1917 г. И начал издаваться «Журнал Охоты» (с 1878 г. — «Природа и Охота»). Таким образом, говоря современным языком, возникли те площадки, на которых в режиме реального времени могли встречаться все заинтересованные заводчики и обсуждать самые насущные проблемы, стоящие перед ними. Что способствовало консолидации русских гончатников, объединения их усилий по выработке общего взгляда на отечественную гончую собаку на пути создания настоящей заводской породы.
Свою деятельность как самостоятельный заводчик Кишенский начинал с гончих собак, полученных им от своих тверских родственников и соседейпомещиков. Известно, что родоначальниками питомника костромских гончих Кишенского были собаки новоторжских охотников Полторацкого и Строева. К этим кровям Кишенский прилил кровь собак Ратаевых, псовая охота которых была одной из самых известных и лучших еще в первой половине XIX века.
Первые же публикации Кишенского, показавшие его наблюдательным и вдумчивым автором, не остались незамеченными редактором журнала Л. П. Сабанеевым. Леонид Павлович, активно собиравший в эти годы материал для двух капитальных энциклопедических сводок по охоте «Охотничий календарь» и «Собаки», вел обширную переписку со всеми авторами своего журнала. В лице Кишенского он приобрел главного знатока по вопросам гончих собак и охоте с ними. Связывала их глубокая личная дружба, усиленная совпадением политических взглядов: оба придерживались активных антизападнических позиций.
В 1879 г. в журнале «Природа и Охота» начинает публиковаться главный труд Кишенского «Записки охотника Тверской губернии о ружейной охоте с гончими». Написаны они на основе богатейшей охотничьей практики человеком вдумчивым и наблюдательным, могущим осмыслить собственный опыт и наблюдения и сделать на их основе обобщающие выводы. Значение этой работы в истории отечественных гончих собак трудно переоценить и знакомство с ним обязательно для любого культурного русского гончатника.
Еще большее значение имел он для современников Кишенского. Если для псовых охотников второй половины XIX века культура псовой охоты была устоявшейся и освященной рядом общепризнанных традиций и авторитетов, к которым можно было апеллировать при разрешении тех или иных конфликтов, то культуры ружейной охоты с гончими на Руси еще не существовало и в помине. И Кишенский был первым, кто обобщил основные тенденции этой складывающейся новой культуры, осмыслил их и ясно показал направление в развитии как отечественных пород гончих собак, так и в правилах ружейной охоты с ними.
С 1882 г. в журнале «Природа и Охота» начинается публикация еще одного капитального труда Кишенского под названием «Опыт генеалогии собак». В нем он пытается, и не безуспешно, доказать, что разводимая им костромская гончая есть чистокровная собака и что среди всех других ее пород она самая древняя и самая чистая по своим кровям. Нечто вроде арабского скакуна среди всех пород лошадей.
Во многом благодаря теоретическим и практическим работам Кишенского, использовав его племенной материал, начала свою деятельность целая плеяда московских заводчиковгончатников, которая пошла дальше своего учителя в деле создания национальной породы гончей собаки. Именно из этой среды вышел «отец русской гончей» Николай Павлович Пахомов.
Скончался Николай Павлович Кишенский 28 декабря 1927 г. и был похоронен на кладбище близ Чурилова (ныне село Васильково Кувшиновского района). К сожалению, его личный архив и усадьба Охотничье не сохранились. Но дело, которому Кишенский посвятил всю свою жизнь, живет и сегодня. И в том, что сейчас мы имеем две прекрасные заводские породы отечественных гончих: русскую и англорусскую (русскую пегую), есть и его немалая заслуга.
В память об этом талантливом заводчике, сыгравшем значительную роль в развитии охоты, создании и становлении породы русских гончих, Тверское областное общество охотников и рыболовов проводит ежегодные состязания гончих памяти Н. П. Кишенского. Имя его не забыто.
( https://karavan69.ru/gazety/1769-gazety/karavan69/nomer-04-2021/17686-idet-okhota-na-volkov.html )