Недавно жаловался мне знакомый: "От юриста толку нет, ПДЗ огромная, взыскать ничего не может. Бегает по судам, роется в бумажках, приход денег "зеро". Толку от вашего собрата нулевой, зря плачу зарплату. Продажники приносят деньги, а вы только возражаете".
Жалоба известная, распространенная и затертая до дыр.
Найден виновный, а вот причина проблемы не интересна.
Прежде чем я раскрою вам причину невозвратной дебиторской задолженности (а она на поверхности, поверьте мне), ответьте на несколько вопросов:
1. Проверяете ли вы контрагентов перед заключением договора?
2. Есть ли у вам регламент по взысканию ПДЗ?
3. Есть ли у вас лимит задолженности на одного контрагента?
4. Проверяете ли вы контрагента после заключения сделки? Хотя бы раз в полгода ?
5. Настроен ли у вас документооборот с контрагентами? 100 %
оригиналов документов доходят до офиса или что-то остается только в копиях или неподписанными?
6. Есть ли установленный срок, когда менеджер обязан информировать о наличии задолженности и начале претензионной работе ? Или все в ручном режиме и на усмотрение руководителя, менеджера, бухгалтера, финансиста?
Если хотя один вопрос нет, не говоря уже о большем количестве, то предсказываю, что у вас есть просроченная дебиторская задолженность, невозможная к взысканию
Почему так? И почему я так уверена в этом?
Вернемся к моему знакомому. У него компания занимается оптовыми поставками товаров.
Разбираемся в системе работы с дебиторкой. И что видим?
- при заключении договора клиент не проверяется, берется только минимум документов о регистрации компании, если вообще о них вспомнят. В итоге контрагент из судов не вылезает, а с ним заключается договор с отсрочкой платежа. Ну он же берет большую партию, нацелен на дальнейшее сотрудничество. Аргумент, правда?
Получите ли вы в таком варианте свою оплату ? Большая вероятность, что нет.
- установлен лимит долга на клиента. Но кто это отслеживает? Никто!
В итоге имеем, что формально лимиты есть. но на практике менеджер грузит пока берут, у него план, у него отгрузка.
- При превышении лимита дебиторки всех клиентов, начинается работа с должниками.
В чем состоит работа: напоминаем в электронной почте контрагенту, что как бы хорошо бы заплатить и забываем. Кто-то заплатил, кто-то нет, общий показатель уменьшился, выдыхаем. Чего нет ? Контроля и документооборота.
- Что говорит должник, когда к нему напоминают о долге? Все заплачу, чуть-чуть подождите,сейчас получу деньги от г-на N и закрою все долги.
Что делает должник? Одни действуют добросовестно, говорят правду и действительно платят. Другие платят тем, от кого возникнет больше проблем, других отодвигают, либо выводят активы.
Что делает кредитор? Ничего. Ждет, слово же дали.
Чем грозит ? Будете в последней очереди на оплату и надейтесь, что у должника будут деньги расплатиться с вами.
- решили пойти в суд, собираются документы и выясняется, что нет оригиналов накладных. Ну контрагент их прислал в скане, подписанные, а оригиналы нет, забыл.
Что имеем ? Отсутствие подтверждающих документов. С копиями суд выиграть можно, но дольше и лишние затраты
и т.д.
Итог всего: юрист идет судиться уже с "мертвой" компанией, с учетом длительности судебного процесса (в среднем путь от претензии до исполнительного листа может занять до девяти месяцев и это без недобросовестных действий со стороны контрагента) взыскать нечего.
Так кто же виноват ? Юрист или отсутствие четкой системы работы с контрагентом и дебиторкой ?
По мне ответ очевиден.
Сделайте у себя хотя бы регламент. Это необязательно длинный текстовой документ, регламент может быть в виде схемы с указанием ответственных лиц и сроков. Один регламент позволит поймать вам часть дебиторки.
У нас есть небольшая презентация с такой схемой и полезными ссылками для проверки контрагентов. Хотите себе в помощь ? Направьте свой e-mail и мы вышлем вам ее для работы.
С уважением,
URIST.PRO
подписывайтесь на наш инстаграм @URIST.PRO