Итак, настало время рассказать про мой третий мопед. После односкоростных рижанок (рассказ по ним: https://zen.yandex.ru/media/id/5e53a7175c1f4e253331f7a6/neskolko-tysiach-kilometrov-na-mopede-riga13-5e53bd0170d2aa13e1bfb1cd) наконец-то заимели двухскоростной мопед. Ездить с братом мы продолжали вдвоём, со взрослением набирая вес. Плюс маршруты осваивали всё более дальние. Давно хотелось технику помощнее. Да и наличие первой скорости позволяло, хоть и медленно, но заезжать в подъёмы без ссаживания пассажира (а то и его помощи, в тяжёлых случаях ☺).
Дефицит предложения на рынке заставил не выбирать - купили первый попавшийся вариант. В этот раз без документов. Книжечка-паспорт с вписанными на заводе номерами рамы и двигателя, хотя юридически и не обязательна при проверке, но всё же немного успокаивала бы. Год выпуска оказался 86, т.е. даже старше предыдущей "Риги". Цена запомнилась - 600 (тогда ещё тысяч) рублей. Состояние конечно не очень: крашен кисточкой в белый цвет, "заводилки" нет (почему-то норма для большинства встречаемых V50), пластмассовые бардачки треснуты и примотаны проволокой. Нет ни рычага, ни троса переднего тормоза. Тоже почему-то норма для большинства встречаемых мопедов. Хотя эффективность задействования и переднего тормоза запомнилась мне ещё с Риг. Но главное, что уверенно заводился и ехал. После рассчёта с продавцом я без проблем доехал по городу до дома километров шесть.
Началось знакомство и освоение новой для нас техники. Самое заметное - конечно, переключение передач на руле (вариант с двигателем V50), и наличие задней подвески. Хардтейл на Риге особенно ощущался пассажиром на самодельном сидении, установленном на багажнике. Тут же мы без особых проблем помещались на штатном полуторном сидении.
В первый год так и заводили с толкача (хватало всегда буквально пару метров), найти рычаг кикстартера в то время было нереально. Позже я соорудил самодельный из велосипедного шатуна. И пришлось сразу озадачиться фарой - родная круглая была без стекла и лампочки. Отражатель конечно же мёртвый. Но удалось найти квадратную фару (тоже от Карпат). Наши катания продолжились в таком же темпе - километров на 50, а то и 100 в день.
На следующий год вылезла проблема текущего бензобака - резьбы под кран почти не было. Подматывание лентой фум, герметик, даже народное средство мыло - ничего толком не помогало. Мучения прекратились только когда удалось найти другой бензобак.
По расходу бензина сильно разницы с ригой не заметил. На глаз литра 3 на сотню. Очень радовало бесконтактное зажигание - абсолютно беспроблемное после Д8. Из поломок - развалившийся подшипник в заднем колесе и срезанные шлицы на барабане сцепления. Поломка случилась километров за 7-8 от дома. Толкал долго ((. И обидно, что двигатель то работал, а мопед не едет.
За два сезона было накатано тоже 2-3 т.км (на глаз, т.к. одометр не работал - отсутствие троса спидометра тоже массовая примета Карпат в то время).
Потом в семье появилась первая машина - Запорожец 968М. И всё больше внимания мы стали уделять ему. Через год мопед продали.