Найти в Дзене

Никол Пашинян в Тбилиси укрепил связи между Арменией и Грузией

В первых числам марта 2020 года с двухдневным визитом в столице Грузии Тбилиси побывал премьер-министр Армении Никол Пашинян. Это – второй его визит в соседнюю страну после избрания весной 2018 года главой правительства после «бархатной революции», приведшей к смене власти в Ереване.

Впрочем, внешнеполитический курс республики остался во многом прежним. Наряду с приоритетным характером отношений с Россией, Грузия – основное «окно» блокированной с запада и с востока Армении во внешний мир. Остроту ситуации усиливает бушующая в Иране эпидемия коронавируса, приведшая к временному закрытию небольшого участка армяно-иранской границы в Мегри.

В первый раз в качестве главы правительства Пашинян посещал Грузию в мае 23018 года. С тех пор, в отличие от Армении, там поменялся и глава государства, и глава правительства, однако на атмосферу и настрой, с которыми принимали гостя из Еревана, это не слишком сказалось. Две кавказские страны – давние соседи, отношения между которыми регулярно подвергаются внешним вызовам (например, со стороны Азербайджана, вложившего в инфраструктуру на грузинской территории значительные средства). Подходы двух соседних государств к НАТО также существенно расходятся – если грузины рвутся туда изо всех сил, то Ереван предпочитает получать российскую технику и вооружение в рамках двусторонних взаимосвязей с Москвой и ОДКБ. Известно, что из раза в раз стороны по-разному голосуют в международных организациях, в которые официальный Киев регулярно вносит «антикрымские» резолюции, что не удивительно: если у Армении есть Нагорный Карабах, то в Тбилиси не признают отделения Абхазии и Южной Осетии, признанных Россией независимыми государствами.

Осознавая эти (и многие другие, в том числе уходящие вглубь истории) спорные моменты, стороны стремятся больше говорить о позитиве и об общих интересах. Так, министр иностранных дел Грузии Давид Залкалиани подчеркнул, что «такие интенсивные двусторонние визиты еще раз подчеркивают значение Грузии для Армении и значение Армении для Грузии».

Глава армянского правительства провёл переговоры с грузинским коллегой Георгием Гахария, после традиционного рукопожатия тепло обняв его, символически демонстрируя близость двусторонних отношений. После встречи делегаций в расширенном формате главы правительств произнесли традиционные заявления с некоторыми реверансами в адрес друг друга.

Впрочем, тут есть нюансы. Георгий Гахария дипломатично отметил, что на уровне правительств Грузия и Армения работают в ежедневном режиме и стремятся к углублению дружеских и добрососедских отношений. «Мы всегда соглашались с тем, что встречи на высоком уровне – это основание для эффективной работы на уровне министерств». Здесь внимательные наблюдатели не оставили без внимания отсутствие слова, которое обычно фигурирует в официальных речах на приёмах высоких гостей из соседнего Азербайджана. Как известно, отношения с Баку и Анкарой в Тбилиси рассматривают как «стратегические», так как с ними связан целый ряд энергетических и коммуникационных проектов, приносящих бюджету Грузии немалый доход. Так что говорить о «стратегических» отношениях с северным соседом пришлось Пашиняну:

«Мы веками стоим рядом друг с другом. Продолжение наших отношений мы рассматриваем в стратегическом плане. У нас есть возможности и сферы для более широкого развития отношений. С точки зрения региональной безопасности мы особо выделяем наши отношения с Грузией».

Глава правительства Армении поговорил также с президентом Грузии Саломе Зурабишвили, с главой парламента Арчил Талаквадзе, а также с католикосом-патриархом Всея Грузии Илией Вторым. Специально для армянского премьера была организована встреча с проживающей в Тбилиси армянской общиной (впрочем, за постсоветский период заметно уменьшившейся). Там Пашинян говорил об имеющихся проблемах, призвав «говорить прямо – мы всё время сомневались в Грузии, Грузия все время сомневалась в нас. Подозревали в каких-то задних мыслях, предполагаемых заговорах. С целью сглаживания «острых углов», Ереван и Тбилиси условились, что они не будут относиться друг к другу с заведомой предвзятостью. А вечером в одном из столичных ресторанов в честь гостя из Еревана был организован ужин, на котором премьер Гахария подарил премьеру Пашиняну щенка кавказской овчарки, заявив, что «это именно то, что Грузия может подарить Армении». Всё это сопровождалось активным размещением на страницах главы армянского правительства в социальных сетях фотографий и комментариев.

По мнению грузинских наблюдателей, нынешний визит армянского премьера не стал особой судьбоносной вехой в развитии двусторонних отношений. Как пояснил интернет-изданию «Ритм Евразии» политолог Демур Гиорхелидзе, нормальные и хорошие отношения между дружественными странами предусматривают регулярные взаимные визиты как минимум 4-5 раз в год, в то время как Грузия и Армения обмениваются визитами лишь раз в год:

«Отношения между Грузией и Арменией нельзя считать сильными отношениями равных партнеров, основанными на общих политических и экономических интересах. Это не страны-единомышленники, как, например, США и Канада. Армения зависит от Грузии, так как ее экспорт и импорт после закрытия железной дороги и на фоне напряженных отношений с другими соседями по региону целиком проходит по территории Грузии».

Отметим, у визита Н. Пашиняна могла быть была и иная цель, связанная с проблемами на границе. В связи с коронавирусом Грузия, так же как и Армения, временно прекратила сообщение с Ираном, что создало проблемы армянским перевозчикам. Завезя некоторое время назад партию грузов из Ирана для последующей транспортировки в Россию, они застряли на грузинской границе. Впрочем, официально эти сообщения и предположения стороны не подтверждают.

А что думаете о перспективах грузино-армянских отношений Вы? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал!