Приветствую Вас на своём канале, уважаемый читатель. Как уже не раз, мною было отмечено, что в так называемой, инновационной образовательной системе, реализуемой в рамках системно – деятельностного подхода, основными видами деятельности учеников являются проектная и учебно исследовательская работа.
Если внимательно почитать ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО, мы там увидим огромное количество вкраплений текстов (правда размазанных по всему объёму документов) про проектную и исследовательскую деятельность. И здесь очевидно, что эти виды деятельности детей являются обязательными для исполнения
В рамках ФГОС страна работает практически плюс минус десять лет. Да, многие из учителей реализуют эти виды работы. Беда однако в том, что не смотря на требования ФГОС, почему то многие педагоги считают, что эти вещи можно выполнять кому-то чаще, кому-то реже, имеется в виду учителям, по разным предметам, а кто-то и вовсе считает, что это очередная блажь, спущенная сверху. Кому интересно почитать, как сегодня это чаще всего происходит на практике, почитайте статью на моём канале, которая называется «Рассказ о том, как две школы рассорились, выясняя чьи ученические проекты лучше». А так вообще, будем с этими вопросами разбираться более подробно, и сейчас и позже
Итак, немного информации из ФГОС. «Одним из результатов обучения в школе является формирование у учащихся навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта». Здесь сразу же задаёмся вопросом, где, как и когда мы занимаемся этими вопросами, учитывая то, что на работу с проектами, согласно Учебного плана, отводится один час в неделю. Идём далее.
«Защита индивидуального проекта является основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов учащихся». Видимо из этих слов во ФГОС, многие сделали вывод о том, что УУД, это лишь только результат проектной работы учеников. На самом деле, формирование УУД обязано быть реализовано каждым учителем абсолютно на каждом уроке, в рамках содержания своего предмета. Здесь напрашивается глобальный вывод о том, что так, или иначе, каждый учитель, как минимум должен знать основы проектной и исследовательской деятельности, именно с методологической точки зрения. И это не должно рассматриваться с позиции, что проектами дети пусть занимаются в свободное от учёбы время. Напомню, что не смотря на широкое разнообразие видов проектов во ФГОС, в первую очередь, речь идёт об ученических проектах, то есть, базирующихся на содержании, либо одного, либо нескольких учебных предметов.
Особо здесь нужно отметить следующее. Все прекрасно знают, что ФГОС декларируют индивидуализацию образовательного процесса для каждого обучающегося. Так вот, реализация индивидуального проекта учеником, это и есть новая форма образовательной деятельности. Во ФГОС так и написано, что индивидуальный проект «представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся»
В своих предыдущих статьях я уже неоднократно упоминала о том, что традиционная ЗУНовская образовательная модель не противоречит системно – деятельностному подходу. Сами слова, проект и исследование подразумевают новизну и творчество (4-й образовательный уровень). И если речь вести о реализации традиционных образовательных уровней: знаю, умею, владею, то овладением проектной и исследовательской деятельностью учениками, можно говорить лишь после того, как реализованы ЗУНы (а это 3-х уровневая традиционная модель). У автора учёного Беспалько В. П., четвёртый уровень усвоения, так и называется: творческий. Так вот именно формирование всех групп УУД и позволяет выходить на уровни более высокие, чем формирование ЗУН. Это и является в системно – деятельностном подходе ведущим образовательным результатом – формирование УУД, и на уроках, и вне их.
Как часто учителя с гордостью говорят о том, что их дети при выполнении проектов учатся пониманию многих новых терминов, выполняют много видов практических действий. Так вот. Это всё разговоры про 1-й и 2-й уровни, должен знать и должен уметь. Никакой новизны и творчества здесь нет. А как часто случается так, что «Ученический проект» вообще не имеет никакого отношения к содержательной части предметов
Но здесь возникает риторический вопрос, где, когда и как глубоко заниматься проектной деятельностью, чтобы подготовить качественный ученический проект. У многих учителей существует глубокое убеждение по поводу того, что в их школе с проектами всё обстоит нормально. Казалось бы, что логическим продолжением работы над проектами будет являться внеурочная деятельность
Но проанализировав в своё время, каково в школах содержание внеурочного материала, мы (рабочая группа) тогда пришли к выводу, что на внеурочке практически отсутствуют занятия с проектами, либо их крайне мало. На наш взгляд, это очень большое упущение в организации учебного процесса. И если учебными исследованиями модно заниматься практически на каждом уроке, то про проекты этого не скажешь
Заниматься проектной деятельностью можно конечно и в рамках самых различных внеурочных занятий, поскольку работаем всё равно на основе рабочей программы по внеурочной деятельности и это можно в содержание заложить. Главное, чтобы здесь была обеспечена преемственность урочной и внеурочной деятельности, которая позволит каждому ученику до конца разобраться с его личным индивидуальным проектом
Но будет гораздо лучше, если содержание межпредметных курсов, или учебных занятий по внеурочной деятельности будет напрямую посвящено проектной деятельности, в рамках научно – познавательного направления
И вот здесь всегда выплывает вопрос, почему же учителя не особо любят заниматься проектами в рамках внеурочной деятельности (судя по названиям курсов и занятий по внеурочной деятельности в учебных планах по внеурочной работе). На наш взгляд, здесь подготовка самих педагогов чрезвычайно разная. Чаще всего, проектами из года в год занимаются одни и те же педагоги. Ещё здесь необходимо отметить, что любой, даже простейший проект для основной и старшей школы должен содержать хотя бы краткое описание методологического аппарата. Вот он, ниже представлен этот методологический аппарат. Здесь приводятся, в том числе и элементы, которые могут быть полезны и для исследовательского проекта (гипотеза, объект и предмет). Обращаю внимание на то, что есть просто проекты, а есть исследовательские проекты (исследовательские, это с обязательным присутствием элементов – гипотеза, объект, предмет)
МЕТОЛОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1. Название проекта
2. Актуальность работы
3. Противоречие, плавно перетекающее в проблему (должны быть всегда в связке)
4. ГИПОТЕЗА……..Предмет, Объект /если проект является исследовательским/
5. Цель
6. Задачи
7. Методы, средства и способы разработки проекта
8. Этапы реализации проекта с описанием сроков выполнения и предполагаемых результатов на каждом из этапов
9. Подведение итогов и представление конечных результатов в виде проекта/исследовательского проекта
Выполненная работа ученика только в этом случае будет считаться проектом, или исследовательским проектом, если в работе присутствует внятный и конкретный методологический аппарат. Всё остальное, это доклады и сообщения. Здесь совершенно очевидно, что если педагог сам этими элементами методологии не владеет, то и ученик никогда этим овладеть не сможет. Понятно, что одного часа, отведённого на проектирование в неделю совершенно не достаточно. Именно внеурочная деятельность позволит более глубоко погрузиться во все эти вопросы. В своих статьях я ещё не раз буду обращаться к темам, касающихся проектной и исследовательской деятельности, поскольку охват этих проблем чрезвычайно широк. СПАСИБО. Продолжение следует
Источник: Яндекс картинки
Напишите, пожалуйста, в отзывах, насколько близка вам эта тематика
Выкладывайте фото. Спасибо!
Спасибо за лайк! ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ