Звонила старинная подруга. Спокойным голосом сообщила, что у неё скончалась мама. Она не плакала в трубку, не просила помощи. Просто сказала: "Всё. Мамы нет. А я... свободна".
Мы знакомы со школы. В первом классе она села со мной за парту. С тех пор дружим, хотя и живём в разных городах. Её мама, Валентина Сергеевна, растила Настю одна. Отец девочки испарился сразу же, как узнал, что его подруга беременна. В молодости замужества не сложилось, а потом уже и не хотелось. Её единственная радость была дочка Настя.
Настя росла добрым, послушным и спокойным ребёнком. Училась хорошо, с отличием закончила институт. Ей, как лучшей на курсе, предложили аспирантуру в Санкт-Петербурге. Как она радовалась! Настя мечтала жить в этом городе, а тут - целая аспирантура! Интересная жизнь в большом городе!
Но тут заболевает её мама. Какие-то ортопедические проблемы. Нужны операции, реабилитации и постоянный уход. Так что аспирантура накрылась медным тазом, а с ней и Санкт-Петербург, и всё, что могло там с ней случиться.
Потекли года. Мы, её одноклассницы, жили по-разному: путешествовали, делали карьеру, рожали детей, меняли мужей - другими словами, жили обычной жизнью. Настя же превратилась в мамину сиделку.
Свои амбиции пришлось задвинуть и довольствоваться скромным окладом бюджетника. В нашем маленьком городке всегда было сложно с работой. А тогда - двадцать лет назад с лишним - и вообще беда.
Она никогда не была за границей, мужчины случались, но не задерживались. Настя даже в гости ко мне никогда не приезжала, потому, что "мама не сможет одна".
Нет детей, нет мужа, да и карьеры нормальной нет. Только мама. Однажды Насте подвернулась путёвка, но мама испугалась на неделю остаться с приходящей сиделкой, плакала, и дочь отказалась от поездки.
Лет в 25 познакомилась она с мужчиной. Влюбилась без памяти. Вадим был немного старше неё, интересный, весёлый. Звал её с собой в Москву. Она рассказала об этом маме, как бы спрашивая этим у неё разрешения уехать.
Валентина Сергеевна согласилась, но в день отъезда у неё вдруг как-то особенно сильно разболелась голова. Скорая, госпитализация... Вадим уехал без неё. В разлуке они то и дело созванивались, он периодически приезжал. А потом женился. Не на Насте.
-Я не никогда бы не смогла жить спокойно, если бы сдала её в дом престарелых. Никогда. - говорила когда-то Настя, - я спрашивала, почему она не согласна на сиделку. Сказала, что лучше дочери никто не позаботится. Я ей: "мама, у меня жизнь проходит, я семью хочу", а она: "я ведь тоже твоя семья, у меня кроме тебя никого нет". Шах и мат.
Так шли годы. Настя, хорошая дочка, поняла, что жизнь спущена в унитаз, что денег больших ей не заработать и семьи у неё при таком раскладе не будет. Теперь она хотела только покоя, потому, что очень устала жить в колее. Знаете, как ослик на мельнице - каждый день по одному и тому же кругу. Она любила мать, но хотелось другой жизни для себя.
Последние три года Валентина Сергеевна уже не ходила - сидела или больше лежала. Да ещё её и инсульт разбил. Кормить надо было с ложечки. Жили на мамину пенсию и перебивались настиными подработками. И вот, в 49 Настиных лет, её мама умирает.
-Как мне дальше жить? - задала вопрос Настя, - жизнь-то прожита. Вокруг никого нет. Даже работы приличной не найти. У меня даже кошки нет, потому, что у мамы аллергия. Была.
Вот что ей сказать, что посоветовать?
-усыновить ребёнка?
-переехать в другой город?
-искать спутника жизни?
Не знаю.. Пока позвала её в гости...
Подписывайтесь на канал, здесь много интересного!
-