Начало здесь:
И снова мы продолжаем.
Так ради чего Россия ввязалась в мировую бойню. Ради чего вообще была затеяна эта бойня?
Как я уже говорил, жертв в этой войне нет - только виновники. Уж так легли карты, что каждый участник войны строил грандиозные планы по получению выгоды. У кого-то эти планы были вполне реальными, у кого-то достаточно утопическими - не в этом дело. Все надеялись на выгоду, а затраты и неизбежные потери представлялись вполне допустимыми.
Я уже приводил цитату о том, что все войны, по сути своей - драка из-за денег. Именно так и обстояли дела. Очень кратко - с какого-то момента Германия стала вытеснять Англию с европейских (и не только) рынков сбыта. При прочих равных немецкие товары были дешевле, а то ещё и качественнее британских, производители последних очень скоро почувствовали это на своих карманах. Аксиома - капиталист может перенести удар (и не один) по морде, но вот удар по кошельку - это совсем другое дело. Помните слова о том, что нет такого преступления, на которое капитал бы не пошёл ради 300 процентов прибыли? Так вот - это совсем не преувеличение.
Задавить Германию экономическими методами Англия не могла - оставался только один путь - война. Но для Англии - даже в союзе с Францией - конец такого пути был весьма туманен, тем более, что Германия тоже была не одинока.
И Англия, в полном соответствии со своей программой внешней политики (см. высказывание лорда Пальмерстона), берёт курс на сближение с Россией. И этот поворот находит в России если не полное, то очень широкое понимание и поддержку. Мы ещё рассмотрим этот аспект, а пока просто примем во внимание его наличие. Россия вступает в военно-политический блок Антанту.
Антигерманская сущность этого блока ни у кого не вызывала сомнений. Многие понимали, что России в этом блоке отведена незавидная роль поставщика "пушечного мяса". Это при том, что Россия прошла через русско-японскую войну и первую русскую революцию.
Война породила революцию и показала неготовность русской армии к серьёзным боевым действиям. Революция была порождена войной и показала состояние внутри страны. Увы, выводов сделано не было.
Есть такая проблема - никто толком не задумывался, что к началу революции, когда (без активной революционной агитации) начали разворачиваться массовые аграрные беспорядки, в стране жили многие тысячи совсем ещё нестарых людей, которые помнили, как они были рабами! А еще больше людей прекрасно помнили рассказы отцов и матерей об их совсем недавнем рабском положении. Вот где горючий материал! Какие там большевистские листовки и эсеровские агитаторы…
Людей держали в рабстве двести лет. Их продавали и покупали, их обменивали на говорящих попугаев и породистых щенков. С ними могли сделать что угодно. И делали…
При этом, усилиями некоторых наших культурных деятелей в массовое сознание оказался успешно внедрён образ царской России как края всеобщего благоденствия с молочными реками в кисельных берегах. Тут и "упоительные вечера с хрустом французской булки" и "румяные гимназистки, сметающие рыхлый снег с каблучка" и, разумеется сетования и проклятия в адрес большевиков, которые, дескать, разрушили страну, где «всё было»: и свежайшие омары на витринах Елисеева, и фиалки прямиком из Пармы, и розовая ветчина, и сыр со слезой.
Собственно, что-либо на это возразить трудно, ведь всё это не выдумки, всё это и в самом деле было – и омары во льду, и воздушные пирожные, и юные гимназистки, и мягкие рессоры ландо и многое другое…
Было, чего уж скрывать. Вот только эта беспечная и сытая жизнь – с гимназистками и влюбленными в них юнкерами, с ветчиной на столе и хрустом французской булки – охватывала не более пятнадцати (!) процентов населения Российской империи. Остальные восемьдесят пять – это нищета. Вечно голодные крестьяне, которые почитали лакомством даже не французскую булку, а чёрный хлеб без примесей. Которые не жили, а мучительно выживали, от урожая до неурожая.
И неважно, о славянах идет ли речь, или о жителях Средней Азии и Кавказа. Последним приходилось еще хуже – над ними, кроме царской администрации, сидели еще местные князьки с беками…
Вы ещё удивлены тем, что лозунг: «Земля – крестьянам!» с настроениями многомиллионной крестьянской массы (те самые восемьдесят пять процентов населения страны) совпадали полностью?
Но об этом мы поговорим позже. Продолжение следует.
Продолжение тут: