В сегодняшней действительности с огромным количеством информации, с отрицанием норм морали и нравственности, сложно не утонуть в пучине ложных идеалов, земных ценностей и отыскать то, что будет по-настоящему полезно твоей душе. Мне повезло: я нашла ключ к вечным ценностям в творчестве группы 25/17 и хочу поделиться своими субъективными мыслями на этот счет.
Всю жизнь я считала себя «верующей», но это такое размытое и формальное понятие. Ведь по факту я не понимала, во что (в Кого) верю. Всего лишь аксиома. В семье вера ограничивалась походами в храм на Крещение и Пасху. Без объяснений, что это за праздники и Кто «виновник торжества». Среди друзей-сверстников не было православных, скорее они даже с агрессией и непониманием относились к вере, называя себя атеистами. Так что пример брать было не с кого.
Музыка 25/17 стала для меня отправной точкой в этом бесконечном путешествии. Их стихи пропитаны отсылками к Священному Писанию и личным опытом жизни со Христом. Раньше я представляла себе их тексты в форме исповеди, личных историй и историй о тех, кого довелось повстречать. Но оказалось, что это все можно легко объединить в проповедь. Слушая лекцию Сергея Комарова «Как научиться говорить и писать о своей вере» меня осенила мысль, которая все это время была очевидной: 25/17 - настоящие миссионеры - проповедники. Проповедь в их текстах узнается по следующим признакам:
· Направляет ко Христу
· Укрепляет веру
· Ясное, доступное, глубокое, краткое изложение
· Обогащает богословски, библейски, интеллектуально
· Логически и эмоционально структурирована
· Актуальна для современной жизни
· Отсылает непосредственно к текстам Священного Писания
· Много метафор
· Способность заинтересовать, зацепить слух, усладить
· Побуждает к действию
Этот дуэт цепляет искренностью и удивляет контрастностью личностей. Антон Завьялов обладает завораживающим голосом, который проникает в самые дальние уголки души («Чтобы сердца будить, когда-то мне дана была лира» - пожалуй, лучшее описание автора его же строками). Андрей Позднухов – уникальный текстовик, который может вложить в одно-два четверостишия красочный, насыщенный образами сюжет. Его откровенные монологи надолго оседают в памяти, зачастую вызывая не только эмоциональный трепет, но и физический дискомфорт. Кажется, будто внутренние органы сжимаются и ком подкатывает к горлу («Честно, реалистично, жёстко, без лоска…»). Вместе эти два человека образуют особенный драгоценный сплав. Под созданную ими музыку хочется то ли пуститься в пляс, то ли пытаться сбежать подальше, лишь бы не слышать горькую правду. Это как человек с молотком из одноименной песни, который неустанно стучит «за твоей дверью, под твоим окном». Сопротивление бесполезно, все равно ведь достучатся.
Музыканты не просто доносят до публики евангельские ценности, но делают это виртуозно и со вкусом. Художники, у которых вместо красок – слова, вместо холстов – музыка. Постоянно экспериментируют с жанрами и не боятся выйти за рамки популярных у публики форматов. Общество любит развлечения и не стремиться вникать во что-то серьезное. 25/17 удается заинтересовать слушателя формой подачи и удержать содержанием своих треков. Это не тот формат, который можно слушать фоном в качестве отдыха или развлечения. Нет, это напряженная работа, которую выполняет мозг, не просто слушает, а старается услышать, впитать, примерить на себя. Можно многократно возвращаться к давно знакомым строкам и все равно испытывать перманентную жажду понять суть слов.
В их музыке находят себе выражение истинно христианские мотивы. Основные темы – любовь и смерть, тяжесть жизни во грехе и свобода, которую открывает перед нами покаяние, падения на самое дно, из которых выход только один. Обращаются к традиционный ценностям, проводят параллели с современным миром. Рассказы от первого лица и от лица персонажей напоминают о том, что внутри каждого есть яд, отравляющий душу, слабости и страсти, которые можно преодолеть только если смотреть в одном направлении со Христом, прислушиваться к Евангелию, даже если личностные и животные желания преобладают над духовными. Мощные строки порой окунают в собственную грязь, как в таз с ледяной водой и моментально отрезвляют. Спотыкаться и падать – неизбежная часть земной жизни. 25/17 всегда оставляют надежду стать другим, стать лучше и чище себя вчерашнего, на полшага ближе к свету. «Это и есть наша сверхзадача – рассказать, что есть выбор, есть выход, т.е. рассказать о Христе.» (из интервью журналу «Хлеб жизни»).
Скромность и искренность – то, что притягивает к этим людям не только как творческим личностям, но и как к таким же как я. «Не желай венец мне, я уполз на глубину. Иду на дно, надеюсь потом всплыть к свету. Но тут давно стоят чтобы сбить прыть сети.» Не пытаются создавать себе пьедесталов, общаются со слушателями по мере возможностей, не чувствуя себя при этом звездами.
Регулярно слушая их треки, я каждый раз слышу там что-то новое, чего раньше не замечала, делаю удивительные открытия. Наверное, это как с книгами: каждый читает между строк и вырывает из контекста то, что близко ему в данный период времени, а взрослея и развиваясь обрастает личным опытом и смотрит на старые строки по-новому. В наушниках ежедневно звучит напоминание, что еще один день – это еще одна битва внутреннего света с внутренним адом. Это не навязчивые, занудные наставления, а намерения помочь разобраться совместно с авторами, стать соучастниками размышлений на вечные темы.
Концерты 25/17 – это отдельное эстетическое удовольствие. Высокий уровень профессионализма в живых выступлениях достоин уважения. На полтора-два часа можно забыть обо всем и быть только здесь и сейчас без лишних мыслей. Я долго не могла сформулировать для себя, зачем хожу на концерты много лет подряд? Зачем езжу в другие города, хотя и так знаю всю программу тура? Чтобы что? Танцевать, прыгать, петь что есть мочи? Сомнительная цель, хоть в ней и есть доля истины. А сейчас – поняла. Я прихожу, приезжаю, прилетаю за проповедью. Важно иметь зрительный контакт, слышать нужные слова и растворяться в толпе таких же неравнодушных. Когда вижу на концертах заполненный многотысячный зал, я радуюсь, что музыкантам удалось дотронуться до сердца каждого присутствующего. И пусть не каждый пришел сегодня сюда за проповедью, а за развлечением, я верю, что через год или два они придут именно за этим.