Уверена, что многие из вас читали роман Жорж Санд «Консуэло», где рассказывается о судьбе молодой девушки, обладающей чудесным даром – прекрасным голосом.
У главной героини есть реальный прототип- звезда 19 века, певица, а также композитор и педагог – Полина Виардо.
Она родилась в семье музыкантов. Великий Россини был другом ее отца, сам Ференц Лист преподавал ей фортепиано. Полина с детства проявила свой музыкальный и лингвистический талант.
Уже в 1840 году она становится главной звездой Итальянской оперы в Париже и находится в зените славы. Природа наделила ее умом, божественным талантом, трудолюбием но…совершенно обделила красотой. Виардо была сутула, с выпуклыми глазами, крупными чертами лица, большим ртом... Но публику в зале она ошеломляла! Стоило ей начать петь – и она всем казалось прекрасным неземным существом.
Среди ее близких друзей были Сен-Санс, Жорж Санд, Клара Шуман, Лист, Берлиоз, Глинка, Чайковский.
Виардо свободно говорила на испанском, французском, итальянском, английском, немецком и русском языках и использовала различные национальные стили в своем творчестве. Благодаря своему таланту, она выступала в лучших концертных залах Европы, в том числе в Санкт-Петербурге.
Именно в Петербурге ее впервые увидел Тургенев и эта встреча перевернула всю его жизнь.
Эта странная и страстная любовь длилась 40 лет. Виардо была именно той властной, заставляющей страдать и творить, женщиной, которая, по мнению друзей Тургенева, и нужна была ему. Полина Виардо была первой слушательницей всех произведений. Она ввела Тургенева в литературный мир Франции, где его талант был живо оценен и поддержан. На родину он вернулся уже известным и признанным писателем. Во Франции же жил в доме Виардо, охотился вместе с Луи Виардо, их детей любил как своих.
Что-то было такое в ней, что все попытки писателя освободиться от этой любви и создать свою семью, заканчивались одним и тем же - Тургенев упорно возвращался к Полине, был и жил рядом с ней, и умер у нее на руках.
Сама Полина Виардо говорила так: «Мы слишком хорошо понимали друг друга, чтобы заботиться о том, что о нас говорят, ибо обоюдное наше положение было признано законным теми, кто нас знал и ценил.»