Сегодня коротко расскажу о кейсе, как суд признал контролирующим должника лицом и привлек к субсидиарной ответственности на основании переписки в мессенджере WhatsApp.
Фабула дела:
Решением Арбитражного суда города Москвы ООО «Фудмаркет» было признано банкротом и в отношении него было открыто конкурсное производство.
В рамках дела о банкротстве конкурсный управляющий обратился с заявлением о привлечении трех контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.
При рассмотрении данного дела, один из ответчиков, который являлся генеральным директором общества, заявил суду, что он являлся номинальным руководителем компании, а фактическое руководство организацией осуществляло другое лицо.
В соответствии с законом, необходимым условием отнесения лица к числу контролирующих должника является наличие у него фактической возможности давать обществу обязательные для исполнения указания или иным образом определять его действия. Осуществление фактического контроля над обществом возможно вне зависимости от наличия (отсутствия) формально-юридических признаков аффилированности.
Суд при рассмотрении дела устанавливает степень вовлеченности лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности, в процесс управления должником, проверяя, насколько значительным было его влияние на принятие существенных деловых решений относительно деятельности должника.
Ответчик Моисеенко Л.Ю. (генеральный директор общества) представил в материалы дела доказательства переписки в мессенджере WhatsАpp между Антоновой В.П. и Моисеенко Л.Ю., из которой следовало, что Антонова В.П. принимала ключевые решения и фактически контролировала деятельность должника. При этом она ни учредителем, ни генеральным директором общества юридически не являлась.
Ссылка на судебный акт: