Чем небо Сибири так манит европейских перевозчиков
Закрытие транссибирских воздушных трасс для западных самолетов будет огромным подарком для азиатов, почти не заденет американцев, а вот некоторые европейские авиаперевозчики могут оказаться на грани банкротства
Долгие маршруты юга
Путаница с размерами стран и кратчайшими маршрутами между разными точками планеты давно стала причиной недоумения широких народных масс во всем мире. Ну как можно спокойно относиться к такой иллюстрации маршрутов компании Finnair на Дальний Восток, если невооруженным глазом видно, что длина изогнутой трассы от Хельсинки до Токио гораздо больше возможного маршрута в обход российских границ с юга. И еще читать после этого об обеспокоенности авиакомпании. Летите югом – и все дела.
Трасса Хельсинки – Токио из-за искажения проекции карты кажется длиннее, чем маршрут в облет России с юга
Иллюстраторы, к сожалению, выбрали картографическую проекцию «Меркатора», которая увеличивает все, что находится ближе к полюсам. Поэтому и появляется иллюзия, что южный путь короче северного. Еще нужно учитывать, что по воздуху из точки А в точку В можно добраться двумя путями: либо по прямой, называемой локсодромией, при сохранении постоянного курса, либо по так называемой дуге большого круга, или ортодромии. Ортодромия – это кратчайшее расстояние между двумя точками на поверхности земного шара, но вот беда – она пересекает меридианы под различными, постоянно меняющимися углами. А происходит это из-за схождения меридианов у полюсов.
Летать по локсодромии проще: отправляясь из Сиэтла (США) в Лондон (Рисунок 2), достаточно постоянно держать курс 87 градусов. Но это не самый короткий путь. Короче лететь по ортодромии, но тут курс нужно регулярно менять.
В ряде случаев, как, например, при полете по меридиану или по экватору, локсодромия и ортодромия – одно и то же. При полете на расстояние до 1000–1200 километров заметной разницы между ними также не будет. А вот на более значительных дистанциях разница становится все более внушительной.
Сейчас в интернете масса программ, которые рассчитывают маршруты кратчайших авиаперелетов по ортодромии. Некоторые не требуют специальных знаний и даже рисуют трассы полета на картах. Возьмем одну из них и зададим маршрут Хельсинки – Токио.
Сплошные цифры
Навигационная программа сообщает, что расстояние от финской до японской столицы составляет 7838 км. А теперь сравним с маршрутом в облет России – через Минск, Одессу, Баку, Ташкент, Пекин. В сумме эта трасса протянется на 9246 км. Разница в 1408 км, это удлинение маршрута на 18%.
Может, лучше отправиться в Токио из Франкфурта-на-Майне, одного из крупнейших аэропортов Европы? Там летает немецкая Lufthansa. Прямая трасса также идет через север Сибири и составляет 9355 км. Но вот облет по южной трассе, через Бухарест, Баку, Ташкент и Пекин, составит уже 11134 км, тут разница – 1779 км, или увеличение расстояния на 19%.
А если отправиться из Финляндии в Гонконг, то удлинение маршрута станет еще заметнее – целых 22%, или 1740 км. Это означает, что самолет финской компании должен будет проделать путь на пятую часть длиннее, чем самолет китайской компании, летящий по сибирскому маршруту.
Кстати, американские компании не будут испытывать таких проблем. Идеальный маршрут из Гонконга в Нью-Йорк чуть короче 13 тысяч км. Маршрут, пролегающий мимо Японии и Камчатки, мимо Анкориджа, длиннее всего на 900 км, или на 7%. С учетом того, что доля транссибирских рейсов у крупнейших авиакомпаний Европы составляет считаные проценты, получается, что самые сильные убытки понесут финны.
Ненужные конфликты
Сибирский маршрут уже был закрытым раньше – в послевоенные годы. Однако в 1970-е СССР начал, в соответствии с нормой «первой свободы», определяющей право на беспосадочный перелет над страной, взимать плату с таких рейсов. Эта практика сохранилась и в новой России.