В 1792 году на тогдашней окраине Москвы в районе Сухаревской площади началось строительство городской барской усадьбы.
"Он увлекался медициной и стремился к обществу врачей , следя за движением науки. Тиссо был его настольной книгой вместе с мыслями Марка Аврелия и творениями Дмитрия Ростовского …" , - так пишет о деде граф Сергей Шереметев много лет спустя.
Сын века Просвещения , Николай Петрович Шереметев не только был знаком с идеями энциклопедистов и произведениями Руссо , но и воплотил в жизнь их призыв к состраданию и человеколюбию. Высочайше утвержденное в 1803г. " Учреждение и штат Странноприимного в Москве Дома", составленное по поручению графа, наглядно показывает , что Николай Петрович вникал во все мелочи , касающиеся всех сторон жизни его детища : будь то устройство быта больных и обитателей богадельни , штат врачей и надзирателей или убранство Храма Живоначальной Троицы .
В своих действиях Н.П.Шереметев руководствовался "непреложными обязанностями закона христианского " и следовал " побуждениям патриотического усердия" .
Первый проект богоугодного заведения был разработан учеником Баженова, бывшим крепостным архитектором Елизвоем Назаровым. Домовая церковь в центре здания разделяла его на два крыла, на больницу и богадельню. Удобный подъезд украсили сдвоенными колоннами.
Обширную благотворительную деятельность Шереметева прославил придворный поэт Гавриил Державин:
Нет, нет, не роскошью такой
Его днесь в свете прославляют,
Столы прошли, как сон пустой.
Их скоро гости забывают:
Но тем обрел он всех любовь,
Что бедным дал, больным покров.
Для ежегодного содержания Дома граф Н.П. Шереметев вносит в сохранную казну 500 тысяч рублей и доход с одной из своих крупнейших вотчин в Тверской губернии - села Молодой Туд.
В 1803 году император Александр I своей подписью разрешил строительство богадельни Николаю Петровичу. К этому времени уже были возведены левое крыло и центральная часть. В этом же году в семье Николая Шереметева случается горе. После родов единственного законного наследника графа Дмитрия, умирает любимая жена, графиня Прасковья, с которой он тайно обвенчался в 1801 году в церкви Симеона Столпника на Поварской улице. И граф решил создать "сей Дом" как памятник этой необычной женщине, так недолго составлявшей все счастье его жизни.
Граф писал:
«Кончина супруги моей графини Прасковьи Ивановны столь меня поразила, что я не надеюсь ничем другим успокоить страждущий мой дух, как только одним пособием для бедствующих, а потому, желая окончить давно начатое строение Странноприимного дома, сделал я предположение к устройству оного, отделяя знатную часть моего иждивения».
Позади дома выписанным из усадьбы Останкино садоводом Маннерсом разбивается обширный парк, выход в который из дома оформлен двойной колоннадой и мраморной лестницей в два спуска, изящными резными фонарями. В левом крыле помещалась богадельня на 50 мужчин в первом этаже и 50 женщин во втором. Богаделенное крыло Дома заканчивалось величественной двусветной столовой залой. В правом была бесплатная больница для бедных на 50 коек.
На все строительство граф потратил 2,5 млн. рублей. Но до торжественного открытия, которое состоялось 28 июня 1810 года, граф не дожил, он скончался спустя 6 лет после супруги, в 1809 году.
В период войн и революций Странноприимный дом превращался в госпиталь. В 1812 году сначала тут был французский госпиталь, а потом русский. До сих пор в музее хранится история болезни князя П.И. Багратиона.
Во время Крымской войны сын Николая Петровича граф Дмитрий Николаевич Шереметев на свои средства формирует санитарный отряд из врачей больницы, которые на полях сражения разворачивают госпиталь на 50 коек. Позднее, в период Русско-Японской войны внуком Николая Петровича Сергеем создан лазарет на благотворительной основе. К тому времени больница при Странноприимном доме стала называться Шереметевской. Она постепенно превращалась в одну из лучших московских клиник.
После революции герб Шереметевых был сбит с фасада здания. В июне 1918 года было ликвидировано само название Странноприимного дома. Храм был закрыт, деревянные иконостасы разобраны, сняты иконы. Часть имущества пропала, другая была передана в музеи. Закрасили и великолепную живопись в купольном зале церкви.
В 1919 году здесь была открыта Московская городская станция скорой медицинской помощи, а с 1923 года тут разместился один из корпусов НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.
В 2000-2006 годах проводилась реставрация Странноприимного дома. Удалось вернуть исторический облик интерьерам Столового зала и церкви Живоначальной Троицы. И теперь тут открыт медицинский музей.