Мнение USA TODAY
Он учился на офтальмолога. Он любит высокотехнологичные гаджеты и музыку кантри. И он может оказаться одним из самых варварских политических лидеров 21-го века.
Пропитанный кровью режим сирийского президента Башара Асада-высокого, застенчивого и, по всем отзывам, маловероятного наследника и хранителя сирийского суверенитета – пережил почти десятилетие политического мятежа, смертоносного мятежа и международного осуждения.
Асад удерживал власть даже тогда, когда другие деспоты на Ближнем Востоке пали, когда мировые лидеры агрессивно настаивали на его свержении, и когда сирийский народ умолял о мире.
15 марта исполняется девять лет с тех пор, как протесты в Сирии, призывающие к демократическим реформам и большей свободе, вызвали гражданскую войну, которая разлилась далеко за ее пределами.
То, что началось как обнадеживающее восстание, переросло в разрушительный и неразрешимый конфликт, который способствовал самому серьезному кризису беженцев со времен Второй мировой войны. Война в Сирии привела к сотням тысяч смертей, миллионам перемещенных лиц и помогла подстегнуть рост, а затем укрепление террористической организации "Исламское государство".
Он также втянул Соединенные Штаты, Иран, Израиль, Россию и Турцию в сложную и потенциально опасную конфронтацию, которая не имеет последовательного западного надзора.
История выживания Асада – и распада Сирии-это отчасти личная бесчеловечность, отчасти международное безразличие. Пять лет назад Асад признал в телеобращении, что его армия устала и что его военные теряют свои позиции.
Теперь большая часть Сирии снова находится под контролем Асада, поскольку его военные и их российские союзники загоняют оставшийся участок удерживаемой повстанцами территории в подчинение, хотя некоторые хорошо связанные сирийцы, живущие в изгнании, считают, что правление Асада разваливается по швам.
-Он просто выживший. Он очень, очень жесткий", - сказал Роберт Форд, который служил послом США в Сирии с 2011-2014 годов и занимался с Асадом в рамках этой роли. Форд описал Асада как человека, который "вырос в роль" мясника своего собственного народа.
По данным ООН, гуманитарных групп и сирийских сторожевых псов, насилие Асада приняло множество форм: навязывание голодных осад на удерживаемые повстанцами районы; неоднократные бомбардировки, с российской помощью, больниц и гражданской инфраструктуры; аресты и пытки тысяч активистов, блоггеров и гражданских лиц, а затем удержание их в секретных тюрьмах глубоко под землей, где они томятся без суда и следствия. Он также якобы использовал хлорные бомбы и газ зарин – химическое оружие – против бойцов оппозиции, убивая при этом детей и гражданских лиц.
"Каждый, кто знает Асада, знает о нем две вещи", - сказал Айман Абдель Нур, бывший друг сирийского лидера с тех пор, как они учились в колледже, изучая медицину в Дамаске.
- Во – первых, он лжет-обо всем. Во-вторых, он очень ревнив. Если у вас есть хорошие часы или камера, он обязательно выйдет и получит лучший на следующий день", - сказал он.
Сирийское правительство последовательно отрицало все обвинения, выдвинутые против Асада Западом, оппозиционными группами и бывшими инсайдерами режима, такими как Нур, который бежал из Сирии в 2007 году после того, как Асад угрожал посадить его в тюрьму из-за онлайн-журнала, который он запустил под названием "all4syria", который критиковал режим. Союзники Асада говорят, что эти утверждения отражают давние усилия по дестабилизации Сирии и всего Ближневосточного региона в целом.
"Заговоры, как микробы, размножаются везде, в каждый момент, и их нельзя искоренить", - сказал Асад в 2011 году. Он утверждает, что пользуется широкой поддержкой среди сирийцев внутри и за пределами страны, даже когда он движется, чтобы сокрушить последний очаг сопротивления.
Запутанная паутина интересов
Остальные сирийские повстанцы удерживаются в сельской местности Алеппо и части соседней провинции Идлиб, на северо-западе Сирии. В то время как повстанцы яростно сопротивляются, силы Асада, поддержанные тяжелыми российскими авиаударами, отправили почти миллион сирийских гражданских лиц, бегущих к закрытой границе с Турцией, в то время как Организация Объединенных Наций опасается, что это может быть самое худшее перемещение за всю девятилетнюю войну до сих пор.
Многие бегущие семьи не имеют ни жилья, ни еды, ни припасов, и они умирают в лагерях беженцев от холода, сказал Хузайфа аль-Хатеб, сирийский радиожурналист, который живет в Идлибе. "Здесь нет ни одного города, ни одного района, где можно жить. А на границе они нас бомбят. Ситуация настолько плоха, что я не могу вам ничего объяснить", - сказал он.
"Ситуация быстро превращается в самую большую гуманитарную ужасную историю 21-го века", - сказал Хардин Лэнг, вице-президент по программам и политике международной организации беженцев, базирующейся в Вашингтоне, округ Колумбия.
Она также поставила Турцию и Сирию на грань тотальной войны и запутала региональные и иностранные державы в сложной паутине принятия решений, что чревато более широкими военными действиями.
Турция уже приняла 3,6 миллиона сирийских беженцев, и президент Реджеп Тайип Эрдоган говорит, что его страна больше не может справиться. Турция вмешалась в Сирию отчасти потому, что она хочет, чтобы сирийские повстанцы помогли сохранить буферную зону на севере Сирии, недалеко от границы с Турцией. Эрдоган считает это необходимым для защиты от нападений со стороны курдских сепаратистов, которых Турция считает террористами.
На Февраль. 27, по меньшей мере 33 турецких военнослужащих были убиты в результате сирийского военного авиаудара в провинции Идлиб, что привело к эскалации и без того напряженной и нестабильной ситуации.
Россия уже давно разжигает конфликт, делая все, что в ее силах, чтобы поддержать Асада. Россия рассматривает сирийскую войну как способ вновь заявить о себе в качестве международного силового брокера на фоне ухода администрации Трампа с мировой сцены, считают эксперты.
"Москва рассматривает сирийскую гражданскую войну как кризис с иностранным влиянием, который угрожает более широкому Ближневосточному региону и его интересам там и дома",-сказал Осама Халил, профессор истории Ближнего Востока в Сиракузском университете в Нью-Йорке.
Иран также был втянут в эту борьбу, поддерживая режим Асада с помощью военной разведки и обучения. Присутствие Ирана в Сирии и поддержка там боевиков "Хезболлы" встревожили США и их самого важного регионального союзника-Израиль.
"У Хезболлы есть хорошо обученное и закаленное в боях ополчение, а также большие запасы ракет, которые Израиль рассматривает как прямую угрозу",-сказал Халиль.
В конце прошлой недели небо над Идлибом было полностью освобождено от российских и сирийских правительственных военных самолетов впервые за несколько недель на фоне напряженного затишья, поскольку соглашение о прекращении огня при посредничестве Турции и России состоялось в северо-западной провинции Сирии.
Но есть и другие надвигающиеся осложнения.
Ранее в этом месяце Турция открыла свои границы с Грецией и Болгарией, чтобы позволить бегущим сирийцам и другим мигрантам войти в Европейский Союз – шаг, направленный на давление на лидеров ЕС, чтобы вмешаться в Сирию на фоне кризиса беженцев. Действия Турции возродили воспоминания о 2015 году, когда более миллиона просителей убежища бежали в Европу из Сирии, Ирака, Афганистана и других конфликтных зон. Это был гуманитарный поезд людей, которых континент не видел со времен разрушительных последствий Холокоста.
Между тем, политика США в отношении Сирии Асада резко изменилась: от интервенции и авиаударов до отставки, невнимательности и откровенной растерянности. Бывший президент США Барак Обама не смог провести свою собственную "красную линию", когда Асад якобы применил химическое оружие в 2013 году, убив до 1400 сирийцев, в том числе 400 детей.
Президент Дональд Трамп, до вступления в должность, сказал, что США должны "держаться подальше от Сирии" и предупредил – без доказательств – что Хиллари Клинтон, кандидат в президенты от Демократической партии в 2016 году, хотела "наводнить нашу страну сирийскими иммигрантами."
Однако после того, как Трамп вступил в должность , он вскоре приказал нанести авиаудар США по сирийским целям после очередной предполагаемой атаки химического оружия Асада в апреле 2017 года. (Сирийский лидер отрицает применение такого оружия.) Трамп с тех пор взорвал Асада как "животное" и обвинил Обаму в том, что он не действует более агрессивно.
Затем, в прошлом году, Трамп объявил о победе над группировкой "Исламское государство" в Сирии и перешел к выводу американских войск из охваченной войной страны, шаг, который он частично вернулся.
"Поэтому идея о том, что Америка должна что – то сделать, я просто нахожу, что это-я даже не вижу, что это настоящий аргумент", - сказал Роберт О'Брайен, советник Трампа по национальной безопасности, во время мероприятия в Вашингтоне, округ Колумбия, в середине февраля, подводя итоги одной версии позиции США по Сирии. - У вас есть русские, иранские и сирийские войска, атакующие турок и их союзников. И кстати, в Идлибе тоже есть террористы ... Мы должны прыгнуть с парашютом в качестве глобального полицейского и держать знак стоп и оставаться ' Остановите эту Турцию, Остановите эту Россию, остановите этот Иран, Остановите эту Сирию?- Спросил о'Брайен.
"Век безнаказанности"
Фактически "нет единства или даже ясности в отношении западной политики" в отношении Сирии, сказал Дэвид Милибэнд, бывший министр иностранных дел Великобритании, а теперь глава Международного Комитета спасения, глобальной организации по оказанию чрезвычайной помощи, базирующейся в Нью-Йорке.
Милибанд сказал, что нет никакого" краткосрочного, среднесрочного или долгосрочного " плана относительно того, чего международное сообщество хочет достичь помимо прекращения гуманитарной катастрофы.
"Это означает, что ни Россия, ни Сирия, ни Иран не делают никаких расчетов затрат и выгод от того, что они делают в Сирии",-добавил он. "То, что мы сейчас наблюдаем в Сирии, на самом деле является веком безнаказанности, чему способствует разделение и дисфункция Запада."
Тем не менее, есть одна константа: Асад.
Фирас Тласс, в свое время один из самых богатых людей Сирии и бывший близким доверенным лицом семьи Асада, сказал в телефонном интервью из Дубая, где он живет в изгнании, что сегодня в Сирии есть "настроение, предполагающее, что режим может скоро рухнуть, что он не может продолжать экономически, что он в конечном итоге потерян без реальной международной поддержки."
Он сказал, что хотя в настоящее время Асад может иметь превосходство территориально и в военном отношении, оно меняется каждые несколько месяцев, и повседневная жизнь, даже для лоялистов режима внутри Сирии, трудна: отключение электричества, ограниченный доступ к здравоохранению, небольшое количество поставок на рынке.
"Они надеялись, что режим позаботится о том, чтобы были деньги на зарплаты, товары и электричество. Произошло обратное",-сказал Нур, друг Асада с их студенческих лет, который сейчас живет в США, где он основал сирийских христиан за мир, про-оппозиционную гуманитарную организацию, которая распределяет помощь внутри Сирии.
Нур говорит, что военные достижения Асада маскируют режим в его умирающие дни.
-Это действительно больно. Режим страдает",-сказал Хайдгейд, эксперт по Сирии в Chatham House, во время панельной дискуссии 11 марта на конференции по Сирии, организованной лондонским аналитическим центром по глобальным вопросам.
Заки Лабабиди, базирующийся в Вашингтоне, округ Колумбия, президент сирийского Американского совета, который выступает за светскую демократию в Сирии, повторил эту оценку, заявив, что Асад "определенно не является победителем."Вместо этого:" он марионетка России, и он руководит (над) разрушенной страной, разрушенной экономикой", - сказал он.
"Для сирийского народа ваша революция удалась. Режим Асада свершился."
Но Тлас предостерегал от ожидания того, что многое может быть сделано для ускорения свержения Асада, если Россия или Иран не решат, что ему пора уходить. И он отметил, что даже если Асад будет вынужден уйти от власти, любое новое сирийское правительство почти наверняка будет заполнено чиновниками и военными аппаратчиками, причастными к преступлениям Асада.
Я боюсь вида крови.
Асад был вдохновлен стать врачом своим покойным отцом, который правил Сирией в течение трех десятилетий как виртуальное полицейское государство. Хафез Асад был жесток - это его репрессии против инакомыслия, вечная паранойя, коррупция и готовность убивать друзей, чтобы сохранить свою власть.
Хафез Асад рассматривал своего второго сына как темпераментно неподходящий для того, чтобы быть президентом Сирии –неловкий в компании, плохой публичный оратор и боящийся вида крови, по словам Сэма Дагера, автора книги "Асад или мы сожжем страну: как жажда власти одной семьи разрушила Сирию."Но когда его старший сын Бассель погиб в автомобильной катастрофе на большой скорости, лидер Сирии, который пережил несколько покушений на убийство и был приписан превращению своей страны в региональную державу, обратился к Башару, чтобы стать его преемником.
В то время этот отчужденный и робкий сын учился на окулиста в престижной лондонской Западной глазной больнице. Это была дисциплина, которую он выбрал, Башар Асад позже часто говорил, по словам Дагер, потому что офтальмология включает в себя мало крови.
Однако, однажды избранный своим отцом на пост президента," он был в поиске, чтобы убить своих внутренних демонов", - пишет Дагер в своей книге. - Башар решил доказать, что он может быть таким же жестоким и безжалостным, как и его отец, если не больше."
Читайте так-же:
По материалам USA TODAY (дословный перевод)
Если было интересно Буду признателен за лайк и репост в соцсетях!
Подписывайтесь на канал и следите за интерестностями из New York Times и USA TODAY