Ламинатофилы знают, что это прогрессивное покрытие изобрели в Швеции чуть более 40 лет назад.
Аналоги и прототипы ламинированных покрытий существовали с 60-х годов, но только во второй половине 70-х произошёл прорыв – и на потребительский свет появилось покрытие из измельчённой, спрессованной в плиты древесины с нижними и верхними слоями для защиты.
Но как до этого додумались мудрые шведские инженеры? И кто именно изобрёл ламинат?
Явилось ли инженерная идея во сне? Или на берегу Балтийского моря? Или ещё как…
В попытках найти истину мы изучали шведскую прессу 70-х и 80-х годов, смотрели передачи стокгольмского BBC и усиленно вбивали в Гугл-переводчики странные шведские слова…
И вот что мы выяснили:
Инженер по недосмотру
Будущий изобретатель ламината Ларс Фолльдром родился в семье изготовителя лодок и швеи в неспокойные тридцатые годы.
С детства мальчик избегал людного общества, любил поочерёдно то прятаться в лесу, то выбегать на берег моря, как бы распугивая местных русалок плоскими деревянными палками.
Ребёнку нравилось делать сооружения из дерева – только не лодки, как его отец, а плоские и размашистые плоты. Для этого он запирался в отцовской мастерской, отбирал еловые доски, отбракованные Фоллдромом-старшим и скреплял между собой, тщательно выверяя пропорции и устраняя зазоры.
Потом он вытаскивал плот на берег, сначала садил на него собаку Фриду, проверял непотопляемость плота и только потом залезал на него сам. Но плавать Ларсу не нравилось, он боялся воды и каждый раз перед спуском молился Деве Марии о том, чтобы она не дала ему утонуть.
Отец Ларса, Гуннар, не хотел, чтобы сын пошёл по его стопам – и изготавливал плоты и лодки для бедняков. Он надеялся отдать мальчика в институт обучаться искусству мореплавания. Гуннар мечтал, чтобы сын смотрел на мир не из утлой лодки, а с капитанского мостика роскошных крейсеров.
Но мечте отца не суждено было сбыться.
Как только семья собрала денег на путешествие сын в морской институт и посадила сына на поезд до южного города Мальмё, юный Ларс отринул отцовские надежды.
Время деревянных надежд
Он вылез из поезда на следующей станции и отправился пешком в город Буден, где не только располагался крупнейший гарнизон шведской армии, но и жили лучшие мастера по дереву, уже 700 лет изготавливавшие деревянные дома, столы, двери, мосты и, конечно, полы.
Неудивительно, что в Будене было так развито столярное дело. Городу с большим количеством солдат требовались мощные полы, набережные и мосты, выдерживающие не только жёсткие сапоги и вес военнослужащих, но и вибрационные нагрузки от равномерно шагающего строя.
Ларс выяснил у местных жителей, где находится лучшая в городе столярная мастерская и уже через полчаса вспотевшим кулаком стучал в дверь Эрланда Гинстрарда, великого столяра, изобретшего «шведскую фанеру», низкие буденовские столы и полы удивительной упругости…
Продолжение следует…