История взаимодействия русского народа и алкогольных напитков большая. Мы прошли путь от некрепких алкогольных напитков до нашей современной водки. От принятия на душу с утрам боярышника до новомодных коктейлей. В этой статье мы ознакомимся с исконно русскими напитками. И разберемся, как мы пришли к такому напитку, как водка
Так с чего же началась история потребления алкоголя на Руси?
До появления крепких напитков первенство на Руси держали слабоалкогольные напитки: квас, мед, пиво.
Медовуха, или мед – исконно русский напиток. Обусловлено это, конечно, географически. Меда было много и везде. Мед был двух видов – ставленый и вареный. Первый очень дорогой и долог в приготовлении. Мед в бочках с добавление фруктов или трав закапывали на 10‑15 лет. Второй — дешевый и быстрый в приготовлении. Мед разбавляли водой, варили, также добавляли фрукты или травы, вводили закваску и давали забродить.
Позже появилась современная медовуха – бражка с добавление меда. В 17-ом веке становится редким явлением и только к 19-ому медоварение возрождается.
Квас был в каждой семье. Готовился этот напиток сотнями литров. Сразу на большую семью. Надо понимать, что тот квас совсем другой нежели нынешний стоящий на полках магазинов. По крепости сравним с современным крепким темным пивом. Использовался квас как в повседневной жизни, так и на праздниках. Широко использовался квас в кулинарии: не только в холодным блюдах, но и в горячих, в десертах. А профессия квасника считалась почетной. Эти люди не боялись экспериментов и добавляли в квас фрукты, ягоды, специи.
Первые упоминания о пиве своими корнями уходят к древним славянам. Пиво варили в монастырях, было три разновидности. От легкогодо крепкого. Употребляли обычно на праздниках, а варили в больших количествах. Еще в 14 веке Иван 3 запретил всем желающим варить пиво, и закрепил это за государством. С пивом случилась такая же ситуация, как и со всем, что происходит в России.
Откуда появился крепкий алкоголь на Руси?
Начало 17 середина 18 веков появляются первые русские винокурни. Производят там дистиллят именуемый «горячим вином». Дистиллят, полученный из злаковых культур, а чаще всего из хлеба, назывался «хлебным вином». Именно этот дистиллят считался основным крепким напитком. Имел он 38 градусов крепости. Интересно, что русские отказались от настаивания в бочке дистиллятов, поэтому нужна была высокая степень очистки. Для нее использовали уголь, который придавал напитку особый вкус и запах. Дополнительно могли очищать молоком. Но свойство русских правителей – контролировать все и всегда – привело к появлению термина «полугар». А именно метод отжига «хлебного вина». В серебренном сосуде отжигали «хлебное вино», и качество подтверждалось выгоранием половины жидкости. Отсюда и название «полугар».Вот так потихоньку мы добрались до винной монополии 1984 года, которая была инициативой министра финансов Сергея Витте. Цель была продавать самый чистый напиток. Но как говорится «самый опасный наркотик – это наркотик в чистом виде».
Так же распространялась и на продажу крепкого алкоголя. В это же время появляется та привычная нам водка. Ничего общего не имеющая с «хлебным вином». Крепкий спиртной напиток, изготовленный из воды и ректификованного спирта, иимеющий крепость в 40 градусов. По вкусовым качествам сильно проигрывавший предшественнику. Поговорим о причастности Менделеева к 40-ка градустности водки. Это миф. Водка стала быть 40-ка градусной лишь потому, что налог было считать легче, нежели с крепостью в 38 градусов.
Было бы неправильно называть русский народ самой пьющей нацией. Такого не было ни 100 лет назад, ни сейчас. Рейтинги стран мира по употреблению алкоголя не дадут мне соврать. Россия не вошла в топ-10, мы находимся на 16-ом месте. Но откуда этот стереотип об алкоголизме русских? О большой дружбе русского человека и водки? Ведь водка в современном виде появилась совсем недавно. И употреблять этот напиток мы стали с подачи государства. Которое хотело просто заработать. А народ и забыл об этом. Поднимаю стопку водочки за вас читатели. Пейте ответственно, размеренно, и никакого алкоголя за рулем.