Найти тему
Уфамама

Надоело! Поучают, поучают… (С)

Оглавление

Сейчас очень часто можно услышать от родителей, что ребенок не хочет учиться. Считается нормой ругать учителей, школу и вообще систему образования. Однако все не так просто. Давайте разберемся, почему наши дети не хотят ходить в школу.

Немного о системе образования

Прежде чем мы начнем рассуждать о современной системе образования, хочу задать пару вопросов родителям:

  • Вы сами в детстве с удовольствием ходили в школу?
  • Вам там было всегда интересно?

Уверена, что не найдется человека, который бы с удовольствием вспоминал школьные уроки и домашние задания. Школа – не место для развлечений. И учеба - не отдых, а труд и обязанность. И мы в детстве прекрасно это знали. Наши учителя, как и современные, также были разными. И причину плохих оценок мы знали точно – плохо подготовился. А еще мы знали последствия плохих оценок – будем наказаны.

Наше школьное детство ассоциируется с веселыми переменами, долгими разговорами во время дежурства, дружной уборкой территории, поездками, походами, вечерами и многим другим, не связанным с учебой. А вот уроки были традиционными, похожими друг на друга, основанными на заучивании домашнего задания. Такова была система образования в прошлом.

Современная система образования предполагает множество разнообразных форм и методов. ФГОС (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ) требует, чтобы в школе не просто давали знания, а учили детей мыслить, рассуждать, отстаивать свою точку зрения, исследовать. Дети должны уметь находить нужные знания в мире цифровых технологий, поэтому интерактивная доска, о которой мы и мечтать не могли, является самым простым предметом. Простые задания заменены поисковыми, а вместо зубрежки предлагаются исследования и систематизация. Внеурочная работа также обширна и разнообразна, поощряется любая деятельность ребенка: спортивная, творческая, исследовательская. Детям предлагаются кружки, секции, студии, мероприятия, акции и многое другое. Большое внимание уделяется профессиональному самоопределению ребенка. Это современная школа. Как видите, все не так плохо.

Не хочу учиться!

Несмотря на благие намерения ФГОС, все больше родителей хотят перейти на семейное обучение (СО).
Почему это происходит?

Первая причина: ошибки системы

Все начинается с дошкольного образования, главной целью которого является развитие ребенка. Здесь ребенку всегда предоставляется выбор, и отсутствует любое давление. Другими словами, ребенка не заставляют заниматься тем, что ему неинтересно. Воспитатель должен увлечь и заинтересовать. При этом дети не находятся за столами, деятельность всегда меняется, дошкольникам предлагается огромное количество самого разнообразного современного оборудования. Знания и умения не оцениваются. Каждый ребенок уникален и бесценен. Родитель, как главный заказчик образовательных услуг, всегда прав.

Все меняется
в начальной школе. Расписание уроков не обсуждается, и никто не спрашивает, хочет ли ребенок заниматься. Начальное общее образование является обязательным. Нужно сидеть правильно, соблюдать правила, быть дисциплинированным. Учитель не только хвалит, но и делает замечания. Появляются первые недовольства. Дошкольное и начальное общее образование отличаются очень резко. После вседозволенности дети попадают в мир обязанности и сравнения, к которому не готовы.

Вторая причина: неготовность к оцениванию

В первый класс приходят маленькие «божки». Посмотрите на родителей, абсолютное большинство считает своих детей самыми-самыми. Но речь идет не о любви к детям, а о формировании неадекватной самооценки.

  • Почему ребенок не понимает математику? Потому что учитель не умеет объяснять.
  • Почему ребенок плохо ведет себя в классе? Потому что педагог не заинтересовал его.
  • Почему плохие оценки? Потому что учитель придирается.

Дети и родители не готовы к сравнению, которое ежедневно делает педагог. У педагога в запасе только три положительных оценки. Значит, пятерки он должен поставить самым лучшим. Проще с контрольной работой, если бы все решали правильно, но и тут проблемы: плохо выполнят как раз те, кого не заинтересовали, кто плохо себя вел. Школьники и родители начинают понимать, что другие дети сообразительнее, умнее, активнее. При этом замечания и рекомендации педагогов часто воспринимаются в штыки. Родителям легче обвинить учителей и систему в целом, чем признать свои ошибки.

Третья причина: несамостоятельность и безответственность детей

Современный мир полон опасности, и мы привыкли полностью держать под контролем своих детей. Это свойство мы перенесли и на школьное обучение. Наши дети перестали делать самостоятельно домашнюю работу и получать за это оценки. Родители выполняют домашние задания вместе с детьми – это в лучшем случае. А чаще всего вместо детей.
Если родители не способны помочь сами, то
нанимаются репетиторы, или дети занимаются в «умной продленке». В любом случае, дети за домашние задания ответственности не несут.

Другое дело, классная работа. Тут нет репетитора, помощника, родителя, кто сделает «вместо» или подскажет как. Проще оставить новую тему на потом, потому что там (за деньги) лучше объяснят. В школу приходят дети, неспособные самостоятельно думать, мыслить, решать, отвечать. Они ждут, что им индивидуально все «разжуют». Иногда дети даже не способны сказать, что задали на дом, и родители выискивают информацию у знакомых или просят учителей сбрасывать задания по электронной почте. И снова несамостоятельность: зачем записывать задание, если его выложат в общей группе в соцсетях? Вот и получается, что ребенок ничего не выносит из школы. Он не слушает, не слышит, не запоминает и при этом не несет за это ответственность. А мы считаем, что виноват педагог, который не заинтересовал.

Давайте подытожим. Школьник не отвечает за домашние задания – его не проконтролировали, не проверили, не помогли. Он не отвечает за классную работу – ему плохо объяснили, не научили, не проверили. Школьник ничего не сделал сам, ни за что не ответил, ничему не научился.

Четвертая причина: низкий профессионализм педагогов

К сожалению, и это нужно признать. Далеко не все педагоги достойны высокого звания «учитель». В школу часто попадают случайные люди, не знающие свой предмет, не желающие работать с детьми. Им свойственно обвинять родителей и детей, они не осваивают современные технологии, не учитывают возрастные и индивидуальные особенности. Однако таких учителей единицы.

Другие причины низкой мотивации к обучению:

  • 1. Низкие интеллектуальные способности, ставящие ребенка в статус неуспевающего ученика.
  • 2. Проблемы коммуникативной сферы, не позволяющие ребенку полноценно включаться в процесс обучения.
  • 3. Болезненность и соматическая ослабленность, вызывающие частые пропуски занятий.

Нежелание учиться вызывает школьная неуспешность. Если мы не добиваемся успеха в какой-либо деятельности, то возникает желание все бросить. Дети не отличаются в этом от нас взрослых. Но не спешите им потакать, гораздо целесообразнее – помочь ребенку. Надеюсь, мои статьи будут вам в этом нелегком деле подспорьем:

Можно ли делать уроки без слез?
Кто такие отличники и где они обитают.
Школьная дезадаптация: найти и обезвредить.
Четыре важных совета родителям первоклассников.

Успешного завершения учебного года всем!

Автор статьи: психолог-педагог Светлана Садовникова.