Здравствуйте, дорогие читатели! Многие, наверное, уже наслышаны о том, как крупные сети выдавливают с рынка мелких предпринимателей. И да, я решил несмотря ни на что рискнуть и открыл свой магазин в буквальном смысле через дорогу от супермаркета канцелярии. Сошел ли я с ума, чем руководствовался и что подтолкнуло меня к такому шагу? Читайте далее...
Что из себя представляет сеть магазинов канцелярии о которой пойдет речь?
Большинство людей, когда речь заходит о сетевых магазинах, представляют себе эдакого мастодонта у которого стотыщпятьсот торговых точек по всей России. Но нет, в данном случае всё немного проще и сеть о которой я пишу имеет 7 магазинов разного размера (среди которых реально есть класса "супермаркет") по городу, плюс еще 3 в регионе.
Что из себя представляю я?
Обычный мелкий ИП, с не особо большой площадью магазина (40м2 торговая площадь + 30м2 склад), но с большими амбициями ̶з̶а̶х̶в̶а̶т̶и̶т̶ь̶ ̶м̶и̶р̶ занять своё место под солнцем))
Зачем мне это надо?
Собственно произошло всё по воле случая, специально пристраиваться под бочок к крупнейшему в городе сетевику изначально планов не было. В процессе неспешного поиска помещения под свой будущий магазин, выбирая из многих вариантов, забрел я как-то на нашу городскую оптово-розничную базу. Нашел несколько сдающихся в аренду площадей, пофотографировал, записал телефоны и уже под вечер стал обзванивать арендодателей. Но по иронии судьбы случилось так, что наиболее выгодное предложение было как раз от владельца помещения напротив моего будущего конкурента.
Само местоположение очень выгодное, недалеко от въезда в базу и, несмотря на второй этаж, преимущества перед другими помещениями, находящимися в глубине базы, очевидны. Но что делать со столь сильным конкурентом? Вдобавок, помимо нас в радиусе 2-х минут ходьбы на этой же базе еще 6 магазинов канцелярии. Тут стоит сделать отступление и сказать:
никого из конкурентов я не считаю врагами, у меня нет к ним жуткой неприязни и я не пытаюсь их как-то целенаправленно "задушить". У каждого магазина свой покупатель и каждый пытается как может заработать. Более того с некоторыми мы сейчас дружим. Можем перехватить товар друг у друга до ближайшей поставки, либо занять денег, если не хватает рассчитаться с поставщиками. Также и с продавцами сетевика напротив у нас вполне ровные отношения и мы спокойно рекомендуем покупателям магазины друг друга, если у нас нет какого-либо товара.
Тем не менее как-то нарабатывать базу покупателей было необходимо.
Какие меры были приняты или как обратить недостатки в достоинства.
Собственно ход моих мыслей был следующий: расположение сетевика напротив моего магазина может быть дополнительной рекламой, т.к. целевая аудитория у нас одна и, выходя из его магазина, покупатели буквально натыкаются на мой. Нужно было только всё правильно обыграть. Было принято несколько мер, позволяющих оттянуть часть покупателей на себя:
1) Это увеличение рабочего времени (открытие на 1 час раньше, закрытие на 1 час позже). Работаю сам, без наёмных сотрудников, могу себе позволить.
2) Сделать так, чтобы ассортимент товаров не был идентичным. В канцелярии в этом плане широкое поле возможностей. Изучив не много местный спрос, сделал уклон больше в сторону детского творчества и поздравительной продукции. А те позиции, которые перекликались с сетевиком, старался закупать других брендов и у других поставщиков.
3) Работа под заказ. В канцелярии существует не мало довольно специфических товаров, которые большинству людей в обычной жизни вряд ли когда пригодятся. Но есть категории граждан, которым вот эти специфические товары ой как нужны и просто пойти и купить это в ближайшем магазине не вариант. Сетевики в мелкие хотелки покупателей вникать не горят желанием. И тут на сцене появляюсь я. Благодаря сформировавшейся в короткий срок базе поставщиков, не проблема была в течении 2-3 дней достать под заказ всё необходимое. Как говорится "любой каприз за ваши деньги".
4) Не случайно было выбрано и время открытия - середина лета, аккурат перед школьным сезоном, когда родители начинают собирать детей в школу, либо ВУЗ. Уйти в минус в этот период невозможно даже новичку.
Немного о ценах
Чтобы там не говорили многие гуру бизнеса о том, что невозможно состязаться с сетевиками по ценам, т.к. они имеют возможность закупать товары по гораздо более низкой стоимости, я скажу так: возможно для крупнейших федеральных сетей это утверждение верно, но для небольших региональных всё не совсем так. Помимо больших скидок в закупке они еще имеют и немалые издержки в виде зарплат продавцам, содержания штата бухгалтеров, менеджеров, содержания распределительного центра с его штатом сотрудников. Всё это не позволяет сильно занижать цены и я вполне вписываюсь в существующий ценовой диапазон со своими сравнительно не большими оборотами.
К чему всё это привело?
Как вы, наверное, догадываетесь, не было бы данной статьи, если бы всё закончилось печально. Так что ответ очевиден - вся проделанная работа привела к довольно стремительному развитию магазина, несмотря на наличие серьезной конкуренции. Сетевик в свою очередь сильно не пострадал. Как шутит один мой знакомый: "Ему не больно, а тебе приятно"))
В заключение мой вам совет, дорогие читатели: верьте в себя и в свои силы, учитесь видеть положительные моменты и использовать их на полную в казалось бы безвыигрышных ситуациях, развивайтесь вопреки неблагоприятным обстоятельствам. Желаю всем успехов и процветания!
Ваш Канцелярщик!