Найти тему
Арман де Лавуа

Государственный строй. Органы центрального управления Киликийского армянского государства.

Де Лавуа А.А.
Де Лавуа А.А.

Центром управления всей страной, через который Король решал все важнейшие вопросы, был «дарпас» или королевский двор. При этом дарпас, по Судебнику Смбата, означал и «королевский двор», и «суд», и «казну».

В состав королевского двора входили: 

1) диван или верховное (королевское) присутствие — curia regis 

2) центральные административно-управленческие органы. 

Верховное присутствие, или государственный совет, представлял собою законосовещательный орган. В его состав входили все крупные бароны («пароны» в армянских источниках), то есть владетели замков, непосредственные вассалы короля. Государственный совет, или совет баронов, собирался не регулярно, а по необходимости, для решения назревших вопросов внешней и внутренней политики. В частности он решал вопросы войны и мира, разбирал серьезные разногласия между отдельными феодалами. Этот совет высшей знати был одновременно и верховным судом государства, который, в качестве первой инстанции, разбирал также наиболее крупные государственные преступления. На заседаниях совета баронов председательствовал сам король или, по его назначению, крупное должностное лицо, носившее титул «парона паронов» или «князя князей». О важности совета баронов для армянского государства свидетельствует то обстоятельство, что все высшие должностные лица назначались из числа его членов. Все его решения издавались от имени короля, который осуществлял свои законодательные, судебные, управленческие и иные функции через него. Управление всей страной в целом и отдельными отраслями считалось «аркуни горцом», то-есть «государевым делом». Это «дело» выполняли горцакалы— королевские приказчики, его чиновники. Управленческий аппарат окончательно сложился в конце XII и в первой половине XIII в.

Государственную военно-административную службу в центре и на местах выполняли служилые люди, в состав которых входили преимущественно выходцы из сословия дворян. Наиболее важные государственные должности занимали «пароны» (бароны), которые первоначально были самостоятельными князьями, но впоследствии обязаны были служить королю, ведать той или другой отраслью управления. Таким образом, термин «парон» стал означать не только иерархическое звание крупного феодала, но и его чин (подобно «путному боярину» древней Руси). Высшие посты в государстве занимали бароны, а низшие или второстепенные должности поручались «дзиаворам» (рыцарям первой степени) и «хецелворам» (всадникам—рыцарям второй степени). Все служилые люди, независимо от своего звания и сословной принадлежности, назывались «лиджк» (lieges), т. е. вассалами, «слугами» в отличие от «анлиджк»— неслужилых людей. Однако из указанного специфического различия понятий «лиджк» и «анлиджк» не следует, что последние были совершенно свободны от каких-либо служб, ибо в феодальном обществе все сословия по-своему «служили»: дворяне—в качестве воинов, крестьяне и горожане —как податные, духовенство—как церковнослужители. Под «лиджк» нужно понимать людей, несших военные и иные должностные службы по управлению, т. е. служилых людей. 

Следует отметить, что особенность управленческого аппарата Киликии, в отличие от древней Армении, заключалась в том, что государственные должности поручались не по местническому или родовому (наследственному) принципу, а, как правило, по назначению. Непосредственное управление страной король осуществлял через постоянно действующие центральные ведомства — «горцакалутюнк», возглавляемые крупными придворными чинами — «горцакалами».

К середине XIII в. оформилось более десяти центральных ведомств. Эти ведомства, а также штат придворных были созданы на основе традиций государственного строя Великой Армении. Одновременно у византийцев и крестоносцев были заимствованы некоторые титулы и названия должностных лиц. По этому поводу следует подчеркнуть, что заимствовалась, как правило, только форма для обозначения существующего института (содержания) армянского права. Так, заимствуя термины, в частности, французского государственного права, армяне или обозначали ими уже существующие в Киликии институты, или же вкладывали в них новое содержание. Например,, во Франции в XI—XII вв. канцлер, бодлер (дворецкий), гундстабль, сенешаль и шамбриер (камергер) считались, «пятью высшими чиновниками короны», причем, вторым лицом после короля по военным делам до начала XIII века считался сенешаль, а с конца XIII века — гундстабль1 . А в Киликии первым помощником короля по военному делу был с самого начала спарапет, которого титуловали также гундстаблем. Что же касается сенешаля,, то в Киликии он был тысяцким, мажордомом, но не военным чином. Далее, во Франции гундстабль осуществлял также судебную функцию. На этой основе впоследствии возник «трибунал гундстабля». В Киликии же гундстабль подобной функции не имел. Придворные чины и центральные ведомства Киликии можно разделить на две категории. 

В первую категорию входили те должности и центральные ведомства, которые являлись собственно дворцовыми. Эти должности и ведомства имели также общегосударственное значение, однако они стояли ближе к королю, являлись его ближайшими советниками и «слугами». Этими должностными лицами и центральными ведомствами были: 1. пайлство, 2. венцевозлагатель, 3. князь князей, 4. королевская канцелярия, 5. сенесджал и джамблайн, 6. бодлер и 7. старший чауш. Во вторую категорию также входили важнейшие центральные ведомства, как военное (спарапетутюн) и финансовое, которые являлись собственно общегосударственными органами.

  1. Пайлство, или регентство, возглавлялось пайлом (bajulus). Пайл был ближайшим советником короля, вторым лицом в государстве, «отцом» короля. В отсутствие короля из столицы или страны, пайл осуществлял верховное управление страной. Вместе с тем и в первую очередь он был главным воспитателем наследника престола, а при малолетстве короля—его опекуном и регентом государства. В последнем случае назначались два пайла, вероятно для предотвращения узурпации центральной власти. Пайл, в отличие от всех других баронов, носил также титул «аваг парон», то есть «старший барон». С течением времени пайл из воспитателя наследника и регента превратился в опекуна всего государства. На него нередко возлагалась и должность «хазарапета» (тысяцого). Звание и должность пайла соответствовали древнеармянскому «еркрорд аркаи», т. е. второму лицу после государя, его заместителю. Некоторые историки называют его великим князем. Иногда наследник престола до его воцарения также носил звание «аваг парон». В пайлы нередко возводились сенесджали (дворецкие) и джамблайны (постельничие и т. д. ). 
  2. Венцевозлагатель — «тагадир», как видно из самого термина, был другим высшим придворным должностным лицом, в обязанность которого входило преподносить королю или возлагать на него корону. Звание «тагадира» часто возлагалось на гундстабля и других должностных лиц. В связи с этим звание «тагадир» утратило значение. Достаточно сказать, что это звание носили всего лишь два человека. Оно, как правило, не применялось в обиходе Киликии ни для обозначения административной должности, ни для обозначения почетного звания. 
  3. Князь князей, или барон баронов, или великий князь, также занимал важную придворную должность в качестве помощника короля по делам дворянства. Он был как бы «предводителем дворянства» при короле, председательствовал на совещаниях крупных феодалов, владетелей замков, разрешал возникавшие между ними споры. Он же был одновременно и председателем верховного суда, или королевской курии, где судились князья.
  4. Королевскую канцелярию возглавял джанцлер (канцлер). Джанцлер хотя и соответствовал древнеармянскому «дпрапету», т. е. начальнику писарей двора, но в Киликии, по примеру «франков», он стал во главе высшей магистратуры. Особенность должности канцлера заключалась в том, что канцлер одновременно ведал и иностранными делами. У него хранилась государственная печать. Под его руководством составлялись проекты королевских указов и жалованных грамот, которые подписывал, кроме короля, канцлер. Ему подчинялся большой штат писарей и переводчиков. Это были не просто переводчики, а дипломаты, из которых назначались послы и посланцы с особыми поручениями к иностранным дворам. Грамоты составлялись не только на армянском языке, но и на греческом, латинском, итальянском, французском и арабском языках. В качестве главы иноземного ведомства канцлер вел переписку с иностранными государями и с папством, осуществлял непосредственное руководство-дипломатическими сношениями, принимал иностранных послов, от имени короля направлял в другие страны послов и других дипломатов.Следует подчеркнуть, что на должность канцлера почти всегда назначался епископ или архиепископ, обязательно владевший иностранными языками. Назначение представителя высшего духовенства на пост канцлера преследовало двоякую цель: во-первых, через высшее духовенство возвысить престиж короля среди баронов внутри страны и перед иностранными государями и, во-вторых, предотвратить превращение этой должности в наследственную монополию того или другого феодального рода.
  5. Сенесджал, или сенескал (сенешаль) был одним из советников короля, его мажордомом и доверенным лицом. Он занимал должность тысяцкого. Первоначально, сенесджал ведал доходами и расходами короля, то-есть, был управляющим королевским двором. Впоследствии, однако, он стал одновременно ведать экономикой всей страны в целом, осуществлять высший надзор над государственным бюджетом. Полагают, что, подобно французским сенешалям, он осуществлял также высший надзор над всеми крепостями страны. Помощником сенешаля был джамблайн (шамбеллан), заведующий королевским гардеробом. Шамбеллан, или постельничий, ведал «комнатой» и туалетом короля, помогал ему облачаться. Кроме «комнаты», «постели» и облачения короля, он ведал также «кладом», то-есть королевской казной, контролировал расходы двора. Он был одновременно организатором и начальником официальных придворных приемов и празднеств. Следует отметить, что на все названные выше важные придворные должности назначались бароны первого ранга, то есть представители высшей знати. 
  6. Бодлер (бутеллариус), или кравчий и стольник, ведал королевским столом и напитками, организовывал пиршества и официальные обеды при дворе. 
  7. Аваг чауш, —старший герольд, или начальник курьеров, гонцов, —ведал придворной почтой и перевозками. Аваг чауш был одновременно и начальником вооруженных слуг короля и осуществлял охрану двора. Он подчинялся непосредственно сенешалю-тысяцкому. На пост бодлера, аваг чауша и других второстепенных придворных должностей назначались бароны второго ранга и дворяне.

Среди центральных ведомств, имевших общегосударственное значение, как отмечалось выше, известны военное и финансовое.Военное ведомство возглавлял спарапет, или гундстабль (коннетабль). Эта должность соответствовала греческому стрателату или французскому генералиссимусу. Первоначально спарапет был королеским Конюшим, начальником конницы. Но так как ядро вооруженных сил как в коренной Армении, так и в Киликии составляла дворянская конница, то ее начальник стал главнокомандующим всеми военными силами страны. Таким образом, гундстабль был первым помощником и заместителем короля в военном деле. Ему подчинялись как королевские вооруженные силы, так и баронские ополчения, которые шли в поход под знаменами и предводительством баронов, но под общим командованием гундстабля. Первым помощником гундстабля был мараджахт (маршал), который возглавлял интендантскую службу, ведал формированием войсковых частей и снабжением армии. С середины XIII в. он стал также непосредственным начальником конницы и был известен, как спасалар. По феодальному обычаю король в походе находился во главе войск, рядом с ним ехал гундстабль, держа, в руках королевское знамя. В отсутствие короля его замещал в качестве главнокомандующего гундстабль, который при этом, в знак полновластия и единоличного командования, носил на себе инсигнию короля в виде стоящего льва, а королевское знамя тогда держал помощник гундстабля—мараджахт (маршал). Финансовое ведомство возглавлялось проксимосом. Термин этот армяне заимствовали у греков, но дали ему совсем другое значение. По кодексу Феодосия проксимос был начальником охраны государевой канцелярии. В Киликии же он ведал налогами и пошлинами. Под его общим руководством находились книги тарифов и пошлин, которыми непосредственно ведал его помощник—государственный нотариус, оформлявший торговые договоры с иностранцами. Проксимосу подчинялись также начальники таможен, портовых крепостей и гаваней, так называемые «капитаны» или «минапаны» (по-арабски).

Де Лавуа А.А