Найти в Дзене
Красота & дичь

Святая, ослепившая сына

Чтобы оказаться святым совсем не обязательно проповедовать птицам или принимать мученическую смерть за веру. Судьба византийской императрицы Ирины (752 - 803) показывает, что место на иконе можно заслужить даже своей политической деятельностью, пусть и неблаговидной. Ведь чего бы она там не совершала с родственниками, зато сильно угодила церкви, вернув ей эти самые иконы. Кого-то удивит, но в 8 веке от Рождества Христова часть верующих решила отказаться от икон, увидев в них поклонение идолам, ведь сказано в Ветхом Завете: «не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5). В то же время, другая часть верующих ужасно расстроилась такому прозрению, а когда религиозные граждане делятся на два лагеря и пытаются навязать оппонентам свою точку зрения силой - ничего хорошего не происходит даже для людей далёких от религии. В возрасте 16 лет, наша героиня становится женой будущего императора Льва IV (750 - 780). К тому вр

Чтобы оказаться святым совсем не обязательно проповедовать птицам или принимать мученическую смерть за веру. Судьба византийской императрицы Ирины (752 - 803) показывает, что место на иконе можно заслужить даже своей политической деятельностью, пусть и неблаговидной. Ведь чего бы она там не совершала с родственниками, зато сильно угодила церкви, вернув ей эти самые иконы.

Единоличная правительница Ирина Афинская. Фото cityculture.gr
Единоличная правительница Ирина Афинская. Фото cityculture.gr

Кого-то удивит, но в 8 веке от Рождества Христова часть верующих решила отказаться от икон, увидев в них поклонение идолам, ведь сказано в Ветхом Завете: «не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5). В то же время, другая часть верующих ужасно расстроилась такому прозрению, а когда религиозные граждане делятся на два лагеря и пытаются навязать оппонентам свою точку зрения силой - ничего хорошего не происходит даже для людей далёких от религии.

В возрасте 16 лет, наша героиня становится женой будущего императора Льва IV (750 - 780). К тому времени, почитание икон в Византии было запрещено правящей династией уже около сорока лет. Ирина же приехала в Константинополь из Греции, где запрет считался модной столичной глупостью, в результате чего девочку воспитали в благоговейном уважении к изображениям святых. Перед свадьбой Ирина поклялась никогда более не почитать икон. Как пишут современники, девушка была набожна и красива, происходила из греческой семьи, что могло укрепить на троне позиции правящей Исаврийской династии, происходившей вообще бог знает откуда.

Сказать, что отец Льва IV, Константин Копроним, ошибся с выбором невестки - это холодно констатировать факт вопиющего подтверждения правителем своего прозвища. Лишь только в 775 году старый император скончался и у власти оказался Лев IV, его красотка-супруга начала действовать. Прекратились гонения на иконопочитателей, они снова могли занимать более высокие должности в церкви. Вместе с этим, были снижены налоги, и в 776 году довольная толпа на константинопольском ипподроме потребовала от Льва короновать своего сына (процедура означала, что после смерти монарха трон займёт коронованный сын, а не младшие братья почившего). Император согласился. А значило это ещё и укрепление положения при дворе Ирины - матери маленького Константина (771 - ?). Константина, который потом войдёт в исторические хроники под прозвищем Слепой.

Видя столь плачевное для них положения дел, младшие братья Льва IV, их родственники, а так же значительная часть армейской верхушки (которая последнее время была на стороне иконоборческих сил по политическим соображениям) решили контратаковать в битве за влияние на императора. Лев IV никогда не входил в число самых умных правителей Византии, и на этот раз поддался другому внешнему влиянию, испортив отношения с Ириной. Гречанка не долго расставляла приоритеты между внушаемым мужем и престолом как таковым, и очень скоро, в 780 году, Льва IV не стало. Снять подозрения с Ирины сильно помогло то, что император расхаживал по дворцу в великолепной короне, которую приказал извлечь из могилы одного из своих более одарённых предшественников. Трупный яд, что поделаешь.

Кадр: Игра престолов
Кадр: Игра престолов

Так Ирина становится регентом при своём девятилетнем сыне Константине, пока ещё не Слепом. Подавив заговор родственников мужа и насильно введя их в духовные звания (лишавшие членов династии претензий на престол), она поступательно, но чтобы меньше злить армию - не слишком быстро, стала вводить почитание икон в порядок вещей. В 784 году избирался новый патриарх, где почти без ропота главным лицом византийской церкви был избран секретарь императрицы Тарасий (730 - 806), который, между прочим, до того даже не был священником. Последовательно были созваны два Вселенских собора (церковные съезды, на которых принимаются важнейшие решения церковной жизни) - первый, в 786 году был разогнан армией, второй, в 787 прошёл вне Константинополя и завершился победой позиции Ирины. Такими не совсем чистыми способами она официально вернула иконы в Византию и весь христианский мир.

фреска Дионисия - Императрица Ирина с сыном на Седьмом Вселенском соборе
фреска Дионисия - Императрица Ирина с сыном на Седьмом Вселенском соборе

Императрица-регентша добивалась своих целей без видимого труда. Между тем, у неё подрастал сын, которому, вероятно, было немного стыдно, что мама до сих пор управляет империей, а к нему относится как к ребёнку. Такие мысли поддерживались и частью его окружения, вместе с которой против Ирины и был намечен заговор в 789 году. Но где интеллект Ирины и где он - семнадцатилетнего сына Льва IV? Заговорщиков пытали, ссылали, сажали в тюрьмы, а Константина Ирина посадила в комнату, подумать над своим поведением. На следующий год Ирина сама неудачно провернула политическое дельце, пытаясь отстранить сына от власти и стать единоличной правительницей. Армия не позволила ей этого сделать, авантюра обернулась катастрофой: её лишили титула августы и выселили из дворца. Константин стал единоличным правителем Византии.

Неожиданно став единственным правителем, надев пурпурную императорскую мантию, получив всю полноту власти в стране и полную ответственность за всё с ней происходящее, Константин проиграв пару сражений болгарам и арабам, в 792 году попросил маму вернуться. Та, в свою очередь, осознав лёгкость потери столь понравившейся ей власти, стала подходить к своей политике ещё более ответственно. Она поставила себе задачей стать единоличной императрицей и стала во всём дискредитировать политику сына.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Помирившись, как ему казалось, с матерью, Константин в том же 792 году продолжил воевать с болгарами, красиво проигрывая им битву за битвой, заставляя ромеев то и дело хвататься за головы от стыда и горя. Когда в народе стали ходить настроения о передаче власти от несчастного Константина к его дяде Никифору, Константин, чтоб чего не вышло, в качестве предупредительной, меры своего дядю Никифора ослепил. А другим дядьям приказал вырвать языки - ну не бывают же безъязыких императоров! На всякий случай, за одно, был ослеплён и популярный военачальник Алексей Моселей, руководивший свержением Ирины в 790 году... Последняя деталь позволяет высказать догадку, что именно Ирина таким образом уничтожила всех своих конкурентов в борьбе за власть руками неумного сына, оставшись с ним один на один. Дальше, что называется, дело техники.

Ян Хавикс Стен – Самсон и Далила
Ян Хавикс Стен – Самсон и Далила

Продолжая свою тайную кампанию дискредитации сына, Ирина настраивала против него церковь и народ, причём Константин активно ей в этом помогал, разведясь с женой, короновав новую жену и сеча недовольных этим монахов. 17 июня 797 года начальники столичного гарнизона выступили против Константина, но ему удалось бежать за город, куда стали стекаться верные ему войска. Для Ирины это было мощным стратегическим провалом и она решила использовать последний шанс - напрямую обратившись к своим сторонникам в окружении сына, с требованием выдать ей его. 15 августа 797 император был схвачен заговорщиками, сразу же переправлен через залив в город, доставлен в Порфировую спальню Священного дворца, где родился... и был ослеплён там по приказу своей матери. Так Ирина стала первой в Византии единовластной женщиной-правителем. Сколько прожил после этого Константин Слепой истории точно неизвестно.