Часть III. Участие подводников в ВОВ.
«Нигде нет, и никогда не будет, такого равенства в бою перед лицом славы и смерти, как у экипажа подводной лодки, где все либо побеждают, либо погибают».
М. Гаджиев
Для советских подводников Великая Отечественная война начиналась в балтийских фиордах, на черноморских рейдах и в холодных северных морях. 22 июня 1941 года экипажи встретили в боевой готовности, выполняя приказ наркома ВМФ Николая Кузнецова. Артиллерия надводных кораблей Черноморского флота успешно отразила ночной налёт фашистов, не потеряв при этом ни одного корабля. На Балтике начало войны оказалось более трагичным. Немцы, предвидя активные действия нашего флота, нанесли удары по базам подводных кораблей в Латвии и Эстонии.
Немецкие адмиралы избрали минную тактику. От финского берега к эстонскому в два ряда установили минные заграждения. В первые дни войны Балтийский флот потерял сразу десять субмарин. Условия для подводной войны в балтийских водах были значительно сложнее и опаснее, чем в других морях.
Сегодня даже представить трудно, как в таких условиях экипажи наших подлодок в полном мраке и безмолвии выходили на боевые маршруты, заведомо зная, что эти курсы могут привести к трагическому концу. Вопрос лишь во времени — сегодня или… Никто не мог подсказать командиру ни даты, ни точного времени. Только необъяснимое командирское чутьё да интуиция спасали жизни людям и кораблям. Лодки ходили «на ощупь». Минуты тянулись как часы.
Скрежет по борту… Стоп моторы! Лодка останавливается, даёт задний ход. И, если не повезёт, страшный взрыв вспарывает тишину. В одну секунду в отсек врывается кромешная тьма, куда-то проваливается палуба, мощный поток воды сбивает с ног… Если смерть не была мгновенной, люди отчаянно боролись, пытаясь продлить мгновения жизни. Уходя в поход, моряки понимали, какая опасность поджидает их там, в морских глубинах. Но они шли, верные своему гражданскому и воинскому долгу.
Из десяти «Эсок» – подлодок среднего класса, начинавших войну на Балтике, погибли девять. Но уцелевшая С-13 сполна отомстила фашистам. омандир подводной лодки С-13 Александр Маринеско.
20 дней боевой службы экипаж С-13 находился в поиске. Обнаружив цель, лодка погналась за фашистами в надводном положении на предельной скорости. Догнав самый большой транспорт конвоя, командир пошёл в атаку вопреки всем законам подводной тактики — на мелководье, со стороны немецкого берега, где лодку легко обнаружить. Бой 30 января 1945 года специалисты назвали атакой века. Все три торпеды ударили точно в цель. Экипажем под командованием Александра Маринеско был потоплен самый крупный германский лайнер «Вильгельм Густлоф» водоизмещением более 25 тысяч тонн. Гигант принадлежал высшей школе подводников Гитлера. В свой последний поход он отправился, приняв на борт более семи тысяч немецких моряков, из которых 3700 человек — экипажи для 80 новейших подлодок.
В том же походе С-13 отправила на дно транспорт «Генерал фон Штойбенг», на борту которого находилось более трёх тысяч фашистов. Командир дерзкой подлодки капитан 3 ранга Маринеско был объявлен личным врагом фюрера.
Тяжело для нашего флота складывалось начало Великой Отечественной войны и на Чёрном море. Из 53 подводных кораблей не все были в боевой готовности. Причины: незаконченные ремонты и нехватка экипажей, активное минирование фашистами районов предполагаемых боевых действий. За первый год войны на минах подорвались 23 лодки.
Фашисты, с десятикратным перевесом в технике и трехкратным — в живой силе, атаковали защитников Севастополя. За первый месяц войны на город было сброшено две с половиной тысячи фугасных бомб. Строго контролируя морские подходы к городу, враги уничтожали любые плавсредства, появлявшиеся на рейде. Через блокаду не могли прорваться ни транспортные, ни боевые корабли.
Командование флотом решает снять с боевых позиций 25 подлодок и направить их в Новороссийск под загрузку снабжением для осаждённого Севастополя. Это была, наверное, главная заслуга подводников-черноморцев в первый год войны. Продукты, боеприпасы, медикаменты загружались в прочные корпуса подлодок. Каждое свободное пространство занимали ящики, мешки, банки... Не исключались даже торпедные аппараты и аккумуляторные ямы.
На Северном флоте войну встретили всего 16 подводных лодок среднего класса. Остро ощущалась нехватка субмарин, особенно подлодок океанского масштаба.
Воевать советским подводникам приходилось на кораблях, которые строились по устаревшим проектам в практически нищей стране. Субмарины советской России уступали кораблям противника по оснащению. Война испытывала характеры и волю советских людей, проверяла на прочность детища наших конструкторов. И если на отдельных проектах субмарин использовалось устаревшее оборудование, не хватало современных приборов, то качество изготовления и прочность корпусов не раз спасали жизни нашим морякам.
Государственный Комитет обороны принял решение усилить Северный флот за счёт подводных лодок Тихоокеанского флота. Командиры шести кораблей среднего класса получили приказ совершить переход из Японского в Баренцево море.
6 октября 1942 года отряд из четырёх подлодок класса «С» под командованием Героя Советского Союза капитана 1-го ранга Александра Трипольского покинул внешний рейд бухты Золотой Рог. На штурманские карты легли расчётные курсы: от пирса 19-й бригады подлодок — Владивосток — Японское и Охотское моря — Петропавловск-Камчатский — Тихий океан; бункеровка на Аляске, дальше Панамский канал; проход Атлантикой, визит в Британию и выход в северные моря. Предварительный расчёт похода: 17 тысяч миль по трём океанам и девяти морям. Расчётное время похода: 170 суток (при месячной автономности средних лодок).
29 марта 1943 года подлодка С-56 первой из тихоокеанского отряда начала охоту за кораблями противника, и в тот же день экипаж потопил фашистский транспорт. Слава тихоокеанского экипажа росла от похода к походу. Командир лодки Григорий Щедрин впервые применил атаку одновременно четырьмя торпедами, поразив единым залпом сразу две цели. После четырёх боевых выходов на счету С-56 было девять побед.
Весной 1944 года лодка награждается орденом Красного Знамени. К концу войны прославленный экипаж имел уже четырнадцать побед. С-56 становится гвардейским кораблём, а её командир Григорий Щедрин получает золотую звезду Героя Советского Союза.
«Моряки-подводники развили всё ценное из вековых традиций русского флота и за четыре года войны вписали новые страницы в книгу русской морской славы. Флот до конца выполнил свой долг перед Родиной!»
Из приказа Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина.
Продолжение следует.