Automitrailleuse White Mle 1917
Страна: Франция
Производитель: White Motor Company (шасси), Ségur & Lorfeuvre (carrosserie blindée)
Год 1917-1918
Количество: 205 (230?)
Шасси: White TBC
Бронирование: 7 мм
Вооружение: 37-мм cannon SA18 L/21, mitrailleuse de 8 mm Hotchkiss Mle 1914
Экипаж: 4.
Размеры: 5600х2100х2750 мм
Боевая масса: 6,0 тонн
Двигатель: White, карбюраторный, 3672 см3, 35 л.с.
В преддверии запланированной на 1918 год полной и окончательной победы над злым супостатом союзники с огромной скоростью насыщали свою армию техникой, предполагая, что именно она станет решающим фактором в войне окопов и моторов. Французы сделали главный упор на танки, которые выпускали тысячами, но и о колесной броне не забывали. Кавалерией был выбран окончательный вариант, предложенный директором фирмы Шарон де Сегуром и капитаном кавалерии Дорфером, - пушечно-пулеметный бронеавтомобиль на шасси White TBC.
Отличий от прототипа было не так много. Самое заметное - добавление круглых бронированных крышечек на наблюдательные отверстия в бортах корпуса для водителя и его помощника.
Экипаж бронеавтомобиля состоял из 4-х человек - командир в звании унтер-офицера, водитель переднего поста управления, водитель заднего поста управления и наводчик, обслуживавший пушку и пулемет. Тот из водителей, который не участвовал в движении выполнял роль помощника стрелка-наводчика. Благодаря бортовым уширениям-дверям свободного места для расчета было достаточно, хотя стрельба одновременно из двух систем оружия была невозможна, несмотря на то, что башня была достаточно велика. В крыше башни было два люка, через которые командир и наводчик могли наблюдать за полем боя, или просто проветривать башню после стрельбы.
Поступив на вооружение в 1917 году “пулеметные машины Уайт” (Automitrailleuse White) стали основными бронеавтомобили французской армии. Но повоевать им на Западном фронте не удалось, пока части были сформированы и обучены, переброшены на фронт, война успела закончится. Машина была неплохо сбалансирована как по подвижности, так и по вооружению. Единственное, чего ей не хватало, это проходимости, но бросать кавалерийские части в лоб на окопы и колючую проволоку никто и не собирался. Использование машины как разведывательной и дозорной соответствовало ее возможностям. Самым удачным получился бронекорпус, даже после того, как шасси американски Уайтов были полностью изношены, корпуса с вооружением переставляли на новые шасси Laffly и они служили и в 50-е годы.
И хотя в 30-е годы тактические данные AM White были уже недостаточными, заменить их было нечем и вплоть до июня 1934 броневики активно служили, особенно в колониях. Первые “колониальные” бронемашины были переброшены в Марокко, где шла Риффская война, затем машины появились в в Ливане, Сирии и Индокитае, в Китае несколько бронемашин в Шанхае служили для обороны "иностранного квартала" от банд местных "боксеров".
Из 205 произведенных машин 98 было переделано в White-Laffly AMD 50, 28 в White-Laffly AMD 80, 5 переданы на службу в Северо-Африканскую транспортную компанию. Остальные машины служили вплоть до списания в метрополии в 1937 году, а в колониях до полного износа. Последний раз бои с участием этих машин были в Ливане, где французы после капитуляции успели повоевать с англичанами. В Индокитае отдельные AM White были списаны примерно в это же время
Источник: http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/france/white.htm
https://tanks-encyclopedia.com/ww1/fr/White_French_Armoured_car.php
https://en.wikipedia.org/wiki/White_AM_armoured_car
Фотографии с форума RCforum.ru взяты в основном у @aleksa и @Slava, которые не только имеют огромный объем информации о первой мировой, но и активно делятся этой информацией со всеми интересующимися.