(J'accuse, 2019, Франция)
Пока Квентин Тарантино экранизировал свою альтернативную версию трагической главы из жизни знаменитого Романа Полански, сам 86-летний маэстро тоже не сидел, сложа руки. И снимал историю по уже реальным событиям, имевшим место во Франции в конце 19 - начале 20 веков. Событиям, достаточно громким и скандальным для того времени. Хотя нынче о них помнят разве что знатоки истории да поклонники писателя Эмиля Золя, который тоже взял на себя смелость пораздувать угли той всефранцузской бучи.
Впрочем, в "Офицере и шпионе" Золя отведена лишь небольшая роль второго плана (пускай даже в оригинале фильм назван заголовком его газетной статьи), тогда как на первом плане у Полански маршируют те, кто заявлен в русском названии фильма. А именно: офицер армейской контрразведки, полковник Пикар (Жан Дюжарден) и объявленный шпионом, его бывший ученик по Военной академии Дрейфус (Луи Гаррель).
Второй в контексте событий тоже продолжает считать себя офицером, даже после того, как его разжаловали и подвергли позорной "гражданской казни" за то, что он якобы сливал секретную информацию германскому военному атташе в Париже. И за что по завершении всех публично-унижающих процедур Дрейфуса сослали отсиживать пожизненный срок аж во Французскую Гвиану, на остров с "безобидным" названием Диабль. Да-да, тот самый, который вы не так давно видели в римейке "Мотылька".
Однако не всё в этой истории было "так уж однозначно", и когда Пикара назначили главой Второго бюро (разведка и контрразведка) Генштаба Сухопутных войск, он получил возможность собственными пальцами пощупать улики, на основе которых был взят за жабры Дрейфус. А, пощупав, пришёл к выводу, что тот невиновен, тем более, что найти настоящего шпиона оказалось не так уж проблематично.
Одна проблема - как заставить огромную и неповоротливую махину военного правосудия пойти на попятную и признать свою ошибку? А махина эта не только категорически отказывалась врубать реверс, но и за такие наезды на неё стала угрожать сожрать самого Пикара, несмотря на все его заслуги перед сине-бело-красным отечеством.
Короче говоря, мсье полковник разворошил такое осиное гнездо, что впору было пойти и застрелиться.
И тут надо отдать должное Полански: из не самой интересной в популярном кино темы и исторической эпохи он сварганил довольно захватывающий драматический триллер. А вдобавок ещё и чертовски красивый, с богатым детализированным антуражем и, главное - мастерски прорисованными героями, даже теми кто появляется лишь в паре-тройке сцен (тот же Эмиль Золя).
Хотя о последних можно было и не упоминать. Давно известно, что у Полански работа с образами персонажей поставлена во главу угла, и выпиливанием их из фанеры, как это делалось у нас в "Союзе спасения", он не увлекается.
***
В общем, и не скажешь, что картину снимал убеленный сединами, 86-летний старче - настолько она по-молодецки бодра, стильна и искрит высоковольтным напряжением. И пусть для всех знающих хронологию событий "дела Дрейфуса" здесь вряд ли будет какая-то интрига, зато для "незнаек" вроде меня эти 2 с лишним часа были наполнены одними сплошными вкусностями. И каким-никаким, но всё же расширением исторического кругозора, само собой.