Найти тему
6000 миль до Голливуда

Офицер и шпион

Оглавление

(J'accuse, 2019, Франция)

Как говорится, "и хочется, и колется".
Как говорится, "и хочется, и колется".

Пока Квентин Тарантино экранизировал свою альтернативную версию трагической главы из жизни знаменитого Романа Полански, сам 86-летний маэстро тоже не сидел, сложа руки. И снимал историю по уже реальным событиям, имевшим место во Франции в конце 19 - начале 20 веков. Событиям, достаточно громким и скандальным для того времени. Хотя нынче о них помнят разве что знатоки истории да поклонники писателя Эмиля Золя, который тоже взял на себя смелость пораздувать угли той всефранцузской бучи.

Опозорить, но с пафосом - так называемая "гражданская казнь", которая практиковалась и в России. И которой были подвергнуты в частности осужденные на ссылку декабристы, а также Чернышевский.
Опозорить, но с пафосом - так называемая "гражданская казнь", которая практиковалась и в России. И которой были подвергнуты в частности осужденные на ссылку декабристы, а также Чернышевский.

Впрочем, в "Офицере и шпионе" Золя отведена лишь небольшая роль второго плана (пускай даже в оригинале фильм назван заголовком его газетной статьи), тогда как на первом плане у Полански маршируют те, кто заявлен в русском названии фильма. А именно: офицер армейской контрразведки, полковник Пикар (Жан Дюжарден) и объявленный шпионом, его бывший ученик по Военной академии Дрейфус (Луи Гаррель).

Второй в контексте событий тоже продолжает считать себя офицером, даже после того, как его разжаловали и подвергли позорной "гражданской казни" за то, что он якобы сливал секретную информацию германскому военному атташе в Париже. И за что по завершении всех публично-унижающих процедур Дрейфуса сослали отсиживать пожизненный срок аж во Французскую Гвиану, на остров с "безобидным" названием Диабль. Да-да, тот самый, который вы не так давно видели в римейке "Мотылька".

Галантный французский офицер никогда не рявкнет на подчиненного "Упал, отжался!", не добавив при этом "Не будете ли вы так любезны, мсье".
Галантный французский офицер никогда не рявкнет на подчиненного "Упал, отжался!", не добавив при этом "Не будете ли вы так любезны, мсье".

Однако не всё в этой истории было "так уж однозначно", и когда Пикара назначили главой Второго бюро (разведка и контрразведка) Генштаба Сухопутных войск, он получил возможность собственными пальцами пощупать улики, на основе которых был взят за жабры Дрейфус. А, пощупав, пришёл к выводу, что тот невиновен, тем более, что найти настоящего шпиона оказалось не так уж проблематично.
Одна проблема - как заставить огромную и неповоротливую махину военного правосудия пойти на попятную и признать свою ошибку? А махина эта не только категорически отказывалась врубать реверс, но и за такие наезды на неё стала угрожать сожрать самого Пикара, несмотря на все его заслуги перед сине-бело-красным отечеством.

Короче говоря, мсье полковник разворошил такое осиное гнездо, что впору было пойти и застрелиться.
И тут надо отдать должное Полански: из не самой интересной в популярном кино темы и исторической эпохи он сварганил довольно захватывающий драматический триллер. А вдобавок ещё и чертовски красивый, с богатым детализированным антуражем и, главное - мастерски прорисованными героями, даже теми кто появляется лишь в паре-тройке сцен (тот же Эмиль Золя).
Хотя о последних можно было и не упоминать. Давно известно, что у Полански работа с образами персонажей поставлена во главу угла, и выпиливанием их из фанеры, как это делалось у нас в
"Союзе спасения", он не увлекается.

Револьвер с одним патроном - так в конце 19 века во Франции выглядело предложение оппоненту, которое нынче в России звучит как "иди убей себя об стену".
Револьвер с одним патроном - так в конце 19 века во Франции выглядело предложение оппоненту, которое нынче в России звучит как "иди убей себя об стену".

***

В общем, и не скажешь, что картину снимал убеленный сединами, 86-летний старче - настолько она по-молодецки бодра, стильна и искрит высоковольтным напряжением. И пусть для всех знающих хронологию событий "дела Дрейфуса" здесь вряд ли будет какая-то интрига, зато для "незнаек" вроде меня эти 2 с лишним часа были наполнены одними сплошными вкусностями. И каким-никаким, но всё же расширением исторического кругозора, само собой.

Трейлер фильма: