Найти тему
Смотри в Корень

Черновики Пушкина или Бизнес на макулатуре

Обычно люди, занимающиеся писательским творчеством, по завершении работы над книгой или статьей черновики уничтожают, потому что они больше не нужны и превращаются в макулатуру. Но не таков был наш великий поэт Пушкин! Вопреки здравому смыслу он делал черновые записи не на отдельных листах, а в так называемых "рабочих тетрадях". Иначе говоря, он хранил вперемешку черновики крупных произведений и небольших стихотворений, а также письма и хозяйственные подсчеты и еще сопровождал все это различными рисунками.

Выглядит это примерно так, как если бы человек, пишущий на Дзене, в один и тот же файл помещал все свои статьи за определенный период, добавляя к ним еще какие-либо посторонние записи. Однако если в компьютерном файле все же можно найти что-то конкретное с путем контекстного поиска, то в бумажных тетрадях сделать это вообще нереально. Но Пушкин, несмотря на абсурдность затеи, упорно вел такие тетради, и, более того, всю свою жизнь возил их с собой.

А. С. Пушкин. Рабочие тетради. Собрание в восьми томах. СПб. - Лондон. 1996 г.
А. С. Пушкин. Рабочие тетради. Собрание в восьми томах. СПб. - Лондон. 1996 г.

Тетради с черновиками Пушкина, записи в которых охватывают период, равный почти двадцати годам, хранятся в Пушкинском доме. Накануне 200-летнего юбилея поэта было осуществлено их факсимильное издание. Оно подготовлено Институтом русской литературы (Пушкинский дом) РАН совместно с созданным в Великобритании Консорциумом сотрудничества с Санкт-Петербургом при Форуме лидеров бизнеса под эгидой принца Уэльского.

Издание состоит из восьми томов, в первом из которых представлено описание содержимого каждой страницы пушкинских черновиков, а в последующих - сами фотокопии.

А. С. Пушкин. Рабочие тетради. Том 4. 1-3 масонские тетради. СПб. - Лондон. 1996 г. Фрагмент листа 20 из первой масонской тетради.
А. С. Пушкин. Рабочие тетради. Том 4. 1-3 масонские тетради. СПб. - Лондон. 1996 г. Фрагмент листа 20 из первой масонской тетради.

Описания из первого тома этого факсимильного издания очень показательны. Например, приведенная выше страница описана так:

Лист 20
1) «Евгений Онегин». Гл. 1, строфы LIII и LIV (VI, 252—254).
2) После строфы LIII помета: «8 стр<оф>» и цифровая колонка: подсчет написанных стихов «Евгения Онегина» (РП, 297).
3) Рисунки: А. Ризнич, М. С. Воронцов (Эфрос, 133).

Не зная, как пушкинисты умудрились распознать, что столбик цифр - это подсчет стихов, а также определить личности изображенных людей. Ведь текст 53 и 54 строф 1-й главы "Евгения Онегина" такой:

LIII
Нашел он полон двор услуги;
К покойнику со всех сторон
Съезжались недруги и други,
Охотники до похорон.
Покойника похоронили.
Попы и гости ели, пили
И после важно разошлись,
Как будто делом занялись.
Вот наш Онегин сельский житель,
Заводов, вод, лесов, земель
Хозяин полный, а досель
Порядка враг и расточитель,
И очень рад, что прежний путь
Переменил на что-нибудь.
LIV
Два дня ему казались новы
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья...

При написании чего-то подобного можно, конечно,в задумчивости изобразить сельское кладбище или какой-то деревенский пейзаж. Но ассоциативный ряд между этими стихами и носатым дяденькой или дамой в шляпке не выстраивается никак. Можно, конечно, предположить, что Пушкин постоянно держал в голове Воронцова и Ризнич подобно тому солдату из анекдота, который, глядя на кирпич, думал о девушках, потому что всегда о них думал.

Несоответствие, как мне видится, разрешается просто и незатейливо: толкования писали люди, так или иначе связанные с теми, кто фабриковал эти подложные тетрадки с текстами и рисунками. То, что называется черновиками Пушкина, на самом деле к поэту никакого отношения не имеет и является фейком, фальшивкой.

В пользу этой версии есть еще несколько аргументов.

А. С. Пушкин. Рабочие тетради. Том 4. 1-3 масонские тетради. СПб. - Лондон. 1996 г. Фрагмент оборотной стороны листа 17 из первой масонской тетради.
А. С. Пушкин. Рабочие тетради. Том 4. 1-3 масонские тетради. СПб. - Лондон. 1996 г. Фрагмент оборотной стороны листа 17 из первой масонской тетради.

На страницах этих так называемых черновиков неоднократно встречаются автопортреты Пушкина в профиль. Но такие портреты сам поэт нарисовать не мог физически. Ведь никто не в состоянии увидеть себя в таком ракурсе в силу особенностей строения человеческой головы, и потому все художники рисуют самих себя либо в анфас, либо в пол-оборота. Я уже об этом писала, ссылка внизу этой статьи.

Когда человек работает над литературным произведением, он не только зачеркивает неудачные места, но также вставляет между уже написанных строк новый текст, который может занимать много места. Поэтому в реальных рукописях всегда присутствуют приклеенные или вставленные страницы, а в пушкинских черновиках ничего такого нет.

Рисунки рядом с черновыми текстами произведений порой являются не просто нарочитыми, а очень нарочитыми.

А. С. Пушкин. Рабочие тетради. Том 4. 1-3 масонские тетради. СПб. - Лондон. 1996 г. Фрагмент оборотной стороны листа 24 из первой масонской тетради
А. С. Пушкин. Рабочие тетради. Том 4. 1-3 масонские тетради. СПб. - Лондон. 1996 г. Фрагмент оборотной стороны листа 24 из первой масонской тетради

На этой странице видно, что текст был написан поверх картинок. Иначе говоря, человек сел порисовать, а потом уж вспомнил, что он вообще-то поэт, роман в стихах пишет... Пушкинисты не уточнили, что именно здесь изображено, указав только, что это портрет Воронцова и другие рисунки. Я не в состоянии понять их смысла, особенно в контексте с написанной здесь строфой из "Евгения Онегина":

Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.

Однако в первом (прижизненном) издании 2-й главы романа эта строфа выглядит несколько иначе:

Евгений Онегин, роман в стихах. Сочинение Александра Пушкина. [Глава вторая.] Москва. В типографии Августа Семена, при Императорской Мед.-Хирург. Академии. 1826. Фрагмент стр. 10
Евгений Онегин, роман в стихах. Сочинение Александра Пушкина. [Глава вторая.] Москва. В типографии Августа Семена, при Императорской Мед.-Хирург. Академии. 1826. Фрагмент стр. 10

А теперь угадайте, какой из вариантов четвертой строфы второй главы присутствует в современных изданиях "Евгения Онегина"?

Таким образом, фальшивые черновики являются действенным средством для тенденциозного искажения произведений Пушкина. К примеру, на основании текстов из черновиков были были исправлены патриотические стихотворения Пушкина "Воспоминания в Царском Селе" и "Наполеон". Из первого убрали хвалебные слова в адрес императора Александра I, а во второе добавили несколько строф, кардинально меняющих смысл.

С помощью этих якобы сохранившихся черновиков Пушкина можно представить вообще кем угодно. Если добавить туда пару-тройку антиправительственных стихов и картинки, связанные с декабристами, то Пушкин станет поборником либерализма, показывающим властям фигу в кармане. Три тетради с черновиками представляют собой бухгалтерские книги какой-то масонской ложи, а лицейская тетрадка содержит рисунки с гомосексуальным подтекстом. Из этого, наверное, можно заключить, что Пушкин был масоном и приверженцем однополых отношений. И, что печально, многие в это верят...

 А. С. Пушкин. Рабочие тетради. Том 4. 1-3 масонские тетради. СПб. - Лондон. 1996 г. Фрагмент оборотной стороны листа 27 из первой масонской тетради. 
 А. С. Пушкин. Рабочие тетради. Том 2. 1-3 масонские тетради. СПб. - Лондон. 1996 г. Фрагмент листа 63 из первой кишеневской тетради.
А. С. Пушкин. Рабочие тетради. Том 4. 1-3 масонские тетради. СПб. - Лондон. 1996 г. Фрагмент оборотной стороны листа 27 из первой масонской тетради. А. С. Пушкин. Рабочие тетради. Том 2. 1-3 масонские тетради. СПб. - Лондон. 1996 г. Фрагмент листа 63 из первой кишеневской тетради.

На верхнем рисунке, наверное, один из самых известных черновиков Пушкина со знакомым профилем. Почерк на нем очень непонятный. А вот текст из другой тетради вполне читабельный. И не надо быть специалистом-почерковедом, чтобы увидеть кардинальные различия в написании, к примеру, буквы "б" (отмечено однократным подчеркиванием) или буквы "у" (двойное подчеркивание). Я, например, не верю, что оба этих текста написал один и тот же человек. И, на мой взгляд, тот факт, что черновики, приписываемые Пушкину, на самом деле созданы разными людьми, является самым серьезным доказательством их подложности.

А какой же был почерк у самого Пушкина? Полагаю, мы этого никогда не узнаем. Подлинный почерк поэта мог сохраниться в деле Санкт-Петербургского цензурного комитета о разрешении на издание журнала "Современник". Однако этого дела в соответствующем фонде РГИА нет в отличие от аналогичных дел для других журналов и газет.

Лично мне не важно, каким почерком - мелким или крупным, острым или круглым - писал Александр Сергеевич Пушкин свои стихи. Главное, что он их написал, а я могу их прочесть. И мне для этого не нужны никакие пушкинисты с их разукрашенными тетрадками и пафосными многотомными изданиями.

Читайте настоящего Пушкина.

Журнал Московский телеграф. 1825. Ч. V. №XVII. Фрагмент стр. 37.
Журнал Московский телеграф. 1825. Ч. V. №XVII. Фрагмент стр. 37.

Уважаемые друзья!

Подписывайтесь на канал Смотри в Корень. Здесь будет интересно, я постараюсь.