Найти тему

Найти граффитиста

Не знаю кому как, а мне нравится сталкиваться с тем, чего я не знаю. Потому, что это заставляет узнавать что-то новое. Вот и случай неудачного розыска исполнителя записей на стенах, о котором я написал ранее, явился толчком для изучения граффити. Началось все на лекции для курсантов по почерковедению. Я показал в презентации рисунок, расшифровать который пытался. После лекции подошел курсант и сказал, что это подпись художника граффити – тег, – в нижней части которой выполнена запись «хип хоп» (рис. 1). Я предложил ему подготовить дипломную работу, в которой найти связь признаков почерка и особенностей выполнения тегов. Делал он свое исследование с большим энтузиазмом. До защиты удалось даже опубликовать научную статью на эту тему и занять призовые места на двух научных конкурсах.

Рис. 1. Тег с расшифровкой записи под ним

Если очень кратко, то современное граффити зародилось, как часть хип-хоп культуры. Это, как правило, произведение: 1) масштабное, 2) индивидуальное, 3) сотворенное не ради денег, а для души.

Граффити – это множество направлений и течений. От «надувных» букв мастеров старой школы, до невероятно изощренного, требующего немалого мастерства и сноровки «wild style», в котором причудливые письмена сплетаются по прихоти автора в невероятно сложные узоры. Не говоря уж об индивидуальной манере. Цели, которые преследуют художники граффитисты различны: от творческой самореализации, до вызова окружающим или утилитарной отметки своей территории.

Мы тогда в качестве объекта выбрали только теги, выполненные фломастерами, чтобы не отвлекаться на технические навыки. И сумели показать, что система признаков почерка, применяемая для исследования записей и подписей, вполне может быть применена при решении вопроса одним или разными лицами выполнены два и более знаков (рис. 2).

Рис. 2. Два тега с разметкой совпадающих признаков
Рис. 2. Два тега с разметкой совпадающих признаков

Констатировали, что доказать выполнение тегов конкретным лицом также возможно, но при условии, что в качестве образцов для сравнительного исследования удастся получить сопоставимый графический материал. Например, блокнот с набросками и др.

Позже, уже в другом научном исследовании, мы изучали техническую сторону нанесения рисунков с помощью аэрозоля. Также мы адаптировали систему идентификационных признаков рисунков (а у криминалистов есть и такая) к описанию признаков более сложных граффити (рис. 3).

Рис. 3. Буквенная запись, но буквы выступают в качестве рисунка
Рис. 3. Буквенная запись, но буквы выступают в качестве рисунка

Была подготовлена научно-исследовательская работа, отчет о которой лежит в электронном виде где-то в информационных «подвалах» МВД. В ней также была показана возможность идентификации исполнителей граффити, выполненных с помощью аэрозолей (рис. 4).

Рис. 5. Теги, выполненные с помощью аэрозоля, с разметкой совпадающих признаков
Рис. 5. Теги, выполненные с помощью аэрозоля, с разметкой совпадающих признаков

О том, что вся эта довольно большая работа была проделана нами не зря, я понял через несколько лет, когда уже в Следственном комитете мне назначили повторную экспертизу по материалам уголовного дела.

История этого дела была проста: на стенах одного славного русского города в течение небольшого промежутка времени появилось множество записей. Автор, как и положено настоящему граффитисту, творил не ради денег, а для души и масштабно. Точнее из мести, нанеся 27 практически одинаковых текста. Кое-где рядом с надписями находили баллончики с аэрозолем. Но куплены они были не в магазинах для художников, а, чаще всего, в автомагазинах. В текстах упоминалось вымаранное мною с помощью фотошопа имя должностного лица и его ведомства, которыми был недоволен художник (рис. 5).

Рис. 5. Фрагмент исследуемой надписи (верхняя часть ее удалена)
Рис. 5. Фрагмент исследуемой надписи (верхняя часть ее удалена)

Мне не ведомо, как у следствия появлялись подозреваемые, но, видимо, у должностного лица было много недоброжелателей, потому что почерковедческая экспертиза, которую проводили местные эксперты, отсеяла нескольких. Один из них, по мнению следствия, отличался совсем уж недобрым нравом и исследование его почерка решили повторить. При этом ему предложили с помощью аэрозольного баллончика на стене сносимого строения написать те самые тексты. Забегая вперед, скажу, что я тоже сделал вывод – не он. Но, вероятно, ему доставило удовольствие дважды на большой стене начертать, как он плохо относится к тому самому должностному лицу. Хотя на видеозаписи подозреваемый выглядел сосредоточенно и настороженно, думал засаду какую-нибудь ему готовят.

В этом исследовании мне пригодились знания о механизме письма аэрозолем, который мы изучали ранее. У неизвестного художника были определенные навыки – 27 только обнаруженных текстов. И они отличались от манеры письма подозреваемым. Например, установлено различие таких характеристик технических навыков, как (рис. 6):

- расстояние баллончика до стены: в исследуемых записях оно меньше, что приводит к появлению потеков (отм. 4);

- задержка выключения разбрызгивателя в местах остановки: в исследуемых записях она больше, что проявляется в наплывах (отм. 3);

- устойчивость удержания разбрызгивателя под одним и тем же углом и на одном и том же расстоянии от стены: в исследуемых записях она выше, что проявляется в одинаковой ширине и окрашенности штрихов (отм. 1-2) и, наоборот, в разной ширине и окрашенности штрихов в образцах (отм. 5-6, 7-8).

Рис. 6. Изображение фрагмента исследуемой записи (слева) и фрагмента экспериментальных образцов почерка подозреваемого (справа) с разметкой диагностических признаков
Рис. 6. Изображение фрагмента исследуемой записи (слева) и фрагмента экспериментальных образцов почерка подозреваемого (справа) с разметкой диагностических признаков

Различались также общие и ряд частных признаков. Все их я тут приводить не буду, покажу только несколько «сквозных». «Сквозными» в почерковедении называют особенности письма, которые присутствуют и в записях, выполненных измененным почерком (аэрозолем на стене), и в записях, выполненных в обычных условиях (ручкой на бумаге) (рис. 7). В отрицательном выводе я был абсолютно уверен.

Рис. 7. Различающиеся признаки: слева - в исследуемой записи, посредине - в образцах, выполненных аэрозолем на стене, справа - в образцах выполненных на бумаге  шариковой ручкой.
Рис. 7. Различающиеся признаки: слева - в исследуемой записи, посредине - в образцах, выполненных аэрозолем на стене, справа - в образцах выполненных на бумаге шариковой ручкой.

Прочитавший несколько моих рассказов скажет, ну вот опять ничем ваши изыскания не закончились. К чему это все? Вот если бы поймали, да посадили. Это была бы история! Да, я опять не знаю, чем закончилось. Возможно, злодея нашли, возможно, просто прекратили дело и успокоились. Эксперт видит только часть картины. Но в этой части присутствует конкретный человек – подозреваемый, – которого уже почти закрыли. Он посчитал, скорее всего, актом справедливости, что от него отстали. О том, что за выводом эксперта стояло несколько дипломных и научных исследований он точно никогда не узнает, знаю только я, да вот Вы теперь.