Automitraileusa Peugeot Mle 1915 (typ 146)
Страна: Франция
Производитель: Peugeot
Произведено: 30?
Шасси Peugeot Typ 146
Бронирование: 5,5 мм
Вооружение: Saint-Étienne Mle 1907/ Mitrailleuse Hotchkiss modèle 1914
Экипаж: 4
Масса: 5 тонн
Размеры: 4800х1800х2800 мм
Двигатель: 4 cyl, 4536 cm³, 18 л.с.
При формировании боевых групп Авто-пушек для морских частей в каждой секции машин предусматривалось наличие 2-х автомитральез - пулеметных бронеавтомобилей. При формировании первых частей использовались все бронеавтомобили, которые попали под руку, построенные по индивидуальным проектам Renault, Peugeot, Delaunay - Belleville, Delhaye, и Panhard. Начиная с 7-й группы, части начали оснащать стандартизированными машинами на шасси автомобилей Renault Automitrailleuse ED type 18-20 HP, которые в количестве 100 единиц были заказаны в конце октября 1914 года. Но машины от Рено оказались откровенно неудачными и возможно некоторая часть шасси Пежо тип 146 в мастерских в Винсенне была оснащена пулеметами Saint-Étienne Mle 1907, и использовалась в боевых группах как пулеметная. Пулемет устанавливался на ту же установку, что и 37-мм пушка. В остальном машины не отличались от пушечных автомобилей. Возможно в первом заказе вообще не было пулеметных машин на шасси Пежо.
После передачи бронеавтомобильных групп в кавалерию и при подготовке к наступлениям 1918 года была изменена штатная структура групп. В каждую боевую группу предусмотрели добавить по бронированному связному бронеавтомобилю, для связи между секциями и командирскому автомобилю. Боевая группа в кавалерии состояла из трех секций с 2-мя автопушками, 1-м пулеметным бронеавтомобилем, мотоциклом и связным автомобилем. Всего заказали в феврале 90 пушечных машин, из них 60 на шасси Пежо ( Auto canons Modele Peugeot 146) и еще 30 на шасси Рено на модифицированных шасси Automitailleuses Renault ED. В 1917 году так же была произведена модернизация машин. На броневики Пежо и Рено был добавлен задний пост управления, по примеру российских броневиков. Для наблюдения с заднего поста в заднем вертикальном броневом листе прорезали горизонтальную смотровую щель, прикрываемую щитком. Так же в нижней части этого листа был сделан вырезан, прикрытый потом так же щитком. Условно броневики после модернизации называют Automitraileuse Peugeot Mle 1915/1917.
Именно в это время судя по всему и была произведена "перестановка" вооружений между пулеметными и пушечными машинами. Часть пулеметных броневиков Automitailleuses Renault ED была оснащена пушечными блоками, а пушечные бронеавтомобили Пежо - пулеметным вооружением. Так же возможно, что было произведена новая партия бронемашин на шасси Пежо, что кажется мало вероятным, так как в это время шел активный выбор совершенно нового бронеавтомобиля, и стоить уже морально устаревшие броневики было в принципе незачем. На всех пулеметных броневиках как Рено, так и Пежо были установлены только пулемёты Mitrailleuse Hotchkiss modèle 1914 вместо Сент-Этьенов. В таком виде машины и приняли участие в боях 1918 года. До конца войны осталось в "живых" только 28 автомобилей Пежо.
После окончания главного противостоянии между Антантой и Германией боевые действия распались на множество мелких войн. В противостоянии между Польшей и Советской Россией французы приняли сторону поляков и с 1919 года начала поставку бронетехники из своих запасов. 12 из 18 поставленных в 1920 году броневиков Пежо в Польшу были пулеметными после модернизации - Automitraileuse Peugeot Mle 1915/1917. Вплоть до середины 30-х годов французские автоброневики обозначенные в польской армии - Samochody pancerne Peugeot были основными броневиками польской армии. 14 броневых машин было в 1-м танковом полку, базировавшемся в Познани, а ещё три в 3-й танко-моторной группе в Модлине. Главным применением этих боевых машин была "передача в аренду" польской полиции для обеспечения безопасности во время выборов и референдумов в "нестабильных" регионах типа Познани или Вроцлава. Так с октября 1930 года по май 1931 года было арендовано 6 автомобилей, а затем еще 11 автомобилей при выборов в Сейм и Сенат для поддержания порядка в Восточной Малой Польше. В 1934 году машины сняли с вооружения, распределив по центрам для учебных целей. Одну машину даже хотели вернуть во Францию как мемориальную, так как в самой Франции ни одной автомитральезы Пежо не сохранилось. В 1937 году три машины должны были быть проданы через компанию Sepewe португальской полиции, но, судя по всему, в итоге машины должны были попасть в Испанию, для участия в Гражданской войне.
Источники:
http://zonwar.ru/bronetexnika/pojvlenie/Peugeot.html
AK273 WWI The First Mechanized War