Уже через несколько месяцев отступления французский генералитет разобрался, что заплатками прорехи не залатать и решил заказать у промышленности стандартизованные броневавтомобили - Авто-пушки и Авто-пулеметы. К сожалению, несмотря на относительно большое число фотографий и текстов единой картины истории бронированных машин Франции дотанкового периода не складывается. Наверняка в глубинах французских форумов и профильной прессы она есть, но в русско- и англо-язычные свободные океаны точно не выплыла. По этой причине очень многое, что связано с кол-вом произведенных машин, модернизации и срокам для этого периода все ниже или мои домыслы на основе неполной информации или информация, которая мне показалась наиболее достоверной. Всегда буду рад и сразу исправлю если будут ошибки или необходимость в уточнениях. Это относится и ко всем текстам в моем Дзене, но к текстам про стандартные французские бронеавтомобили 1915 года особенно.
Autocanone Peugeot Mle 1915
Страна: Франция
Производитель: Peugeot
Произведено: 90?
Шасси Peugeot Typ 146
Бронирование: 5,5 мм
Вооружение: Canon Hotchkiss de 37 мм TR
Экипаж: 4
Масса: 5 тонн
Размеры: 4800х1800х2800 мм
Двигатель: 4 cyl, 4536 cm³, 18 л.с.
После активного применения в первые месяцы полубронированных Пежо с 37-мм пушками военным захотелось большего. Началось создание уже не просто отрядов бронемашин, а специально оснащенных полностью механизированных подразделений. Инициаторами создания новых стандартизованных бронированных машин стали лейтенант Лезёр-Дебриер (Lesieure-Desbriere) и генерал Галлени (Gallieni), поддержавший его. После начала изготовления бронемашин лейтенант Лёзер-Дебриер отправился на парижскую фирму Сен-Шамон, позднее ставшую одним из производителей танков, для того что бы заказать для шасси Пежо тип 146 бронированные корпуса и щиты для пушек, так как в первых машинах боевое отделение было совсем без защиты, а отделение управления - легко бронировано.
.
Артиллерийские броневики были переданы на вооружение подразделениям морского флота, воевавшим на суше в состав Автопушечных групп (Groupes d’Autocanons de 37 mm de la Marine), каждая из которых состояла из двух секций по 4 бронеавтомобиля - три пушечных и один пулеметный со вспомогательным невооруженным транспортом. К концу года в каждую группу были добавлены еще по два Автопулеметных броневика. Генерал Галлени (Général Gallieni) хотел создать 24 группы из 192 машин на шасси Пежо, причем только 144 должно было быть бронированными и вооруженными. Генерал Жоффр (Général Joffre) был более критичен и 22 октября принял решение, что 12 групп будет достаточно по одной на каждую кавалерийскую дивизию и две резервные, то есть нужно примерно 90 автопушек и 31 вспомогательный автомобиль.
В 1915 году часто были смешанные группы бронеавтомобилей разных лет производства. На фотографии выше смешанная группа из 6-ти Autocanon Peugeout Mle 1915, одной Automitraileuse Renault Mle 1914 и двух Voiture blindée Autocannon Peugeot Mle 1914.
Бронированные машины имели достаточно простой бронекорпус, своими корнями уходивший к бельгийским Минервам: полностью бронируется двигатель и отделение управления, в боевом отделение устанавливается тумба с корабельной 37-мм пушкой. Само боевое отделение имеет граненую форму для удобства работы с пушкой и не имеет крыши. Пушечный щит хорошо закрывает и само орудие и канонира. Одна дверь со стороны водителя служила для всего экипажа боевой машины. Главным недостатком машины было недостаточное бронирование из стандартных для Франции 5,5-мм листов брони, защищавших только от винтовочных пуль и мелких осколков.
В декабре 1914 капитан Рено ( Capitaine Renaud ) подготовил проект переоснащения и выпуск новых стандартизованных броневиков из Сен-шамоновской брони начался в мастерских в Винсенне в быстрых темпах. Первыми начали перебронирование блиндированных пушечных шасси Пежо. Основным отличием бронированных машин Пежо образца 1915 года визуально служим прямоугольный радиатор с горизонтальными броневыми планками, которые могли полностью его закрыть в боевых условиях.
Пока новые шасси Peugeot type 146 бронировались шло оснащение боевых групп, которые частично вооружались и ранними версиями. Последняя 12 боевая группа была создана перед самым рождеством 1914 года. Последние три группы 13, 14 и 15 получили свои машины в середине января 1915. Все было бы отлично, но к этому времени фронт окончательно остановился и зарылся в землю. Применять бронеавтомобильные части было просто негде, в качестве дозорных и сопровождения использование пушечных машин было чрезмерным. Попавшие в такую же ситуацию английские и бельгийские броневые части обменяли на русскую пехоты и отправили воевать на Восточный фронт, а французы просто отвели броневые группы в тыл.
Когда армия не воюет, она должна заниматься хоть чем то. Французы занялись реорганизацией. Все бронеавтомобильные группы были переданы от моряков в 81-й артиллерийский полк, все таки же пушки у них были на вооружении. Но артиллеристы еще не мыслили категориями маневра колесами и достаточно быстро бронеавтомобили отправили еще дальше в Кавалерию, где они и оставались почти вплоть до 2-й мировой войны.
В каждую группу предусмотрели добавить по бронированному связному бронеавтомобилю, командирский автомобиль. Боевая группа в кавалерии состояла из трех секций с 2-мя автопушками, 1-м пулеметным бронеавтомобилем, мотоциклом и связным автомобилем. В рамках реорганизации было проведено и переоснащение машин более современным оружием.
Источники:
http://zonwar.ru/bronetexnika/pojvlenie/Peugeot.html
http://tanks-encyclopedia.com/ww1/fr/Peugeot_Armoured_car.php
ttps://armoredcars-ww-one.blogspot.com/search?q=Peugeot+
AK273 WWI The First Mechanized War