Найти тему
Канал 1147 (Творцы и шедевры)

Композиция "Страшный суд" в православном храме

Оглавление

Росписи каждой православной церкви, в большинстве случаев, следуют канону. Канон - это правило или строгие правила. Они предписывают способы изображения священных сюжетов. То есть художник чётко должен понимать, как изображать и где изображать библейские мотивы. Не скажу, что регламент неукоснительно соблюдается. Есть и исключения из правил.

Отступления от канона в православных храмах

Например, храмовая икона церкви по канону должна располагаться второй справа от царских врат. Предписание соблюдается в 90% древних православных церквей. Взгляните на иконостас Успенского собора Московского Кремля. Видите вторую справа от царских врат икону? Она главная, храмовая - "Успение Пресвятой Богородицы".

Иконостас церкви Успения Пресвятой Богородицы Московского Кремля. Фрагмент
Иконостас церкви Успения Пресвятой Богородицы Московского Кремля. Фрагмент

Но есть и исключения. Показываю фрагмент иконостаса Рождественской Строгановской церкви Нижнего Новгорода. По логике вещей второй иконой справа от царских врат должна быть икона Рождества. Но её переместили в другое место.

Нижний Новгород. Иконостас Рождественской Строгановской церкви
Нижний Новгород. Иконостас Рождественской Строгановской церкви

Ещё классический пример отступления от канона - иконостас Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Та икона, которую писал для храма Андрей Рублёв тоже помещена с небольшим сдвигом - не второй, а первой от царских врат.

Интерьер Троицкого собора Свято-Троицкой лавры
Интерьер Троицкого собора Свято-Троицкой лавры

А в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря храмовая икона и вовсе слева от царских врат.

Иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Икона Одигитрия Смоленская - слева от царских врат.
Иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Икона Одигитрия Смоленская - слева от царских врат.

Простите за отступление от темы. Хотелось показать, что даже в строгом церковном уставе случаются изменения. И если вы не увидели композицию "Страшный суд" на западной стене храма, поищите её в других местах. Возможно, она написана на галерее, или есть икона страшного суда.

Страшный суд в Успенском соборе

В Успенском соборе Московского Кремля композиция "Страшный суд" - это огромная фреска. Она занимает всю западную стену.

Композиция Страшный суд в Успенском соборе Московского Кремля
Композиция Страшный суд в Успенском соборе Московского Кремля

Фреска многофигурная, четырёхъярусная, со множеством деталей. Давайте рассмотрим её подробнее. В центре второго яруса восседает Христос - Царь Небесный и Судия земной. Он будет судить мир во время Второго Пришествия. Рука внизу держит весы.

Христос восседает на радуге
Христос восседает на радуге

На верхнем снимке внизу видны головы мужчины и женщины. Это наши прародители, Адам и Ева. Их изображают коленопреклонёнными.

Адам и Ева
Адам и Ева

Адама и Еву первыми призовут на суд Христа, как людей, совершивших первородный грех. Грех символически изображают в виде змея. с кольцами. Кольца - разные человеческие грехи.

Змей в композиции Страшный суд
Змей в композиции Страшный суд

Обратите внимание, что змей лижет пятку Адама, искушая его.

Змей искушает Адама
Змей искушает Адама

Теперь посмотрим в левую часть композиции.

-10

Наверху изображают апостолов - они сидят с книгами в руках. Их шесть, другие шесть изображены в правой части фрески.

Апостолы - фреска Страшный суд
Апостолы - фреска Страшный суд

Внизу увидим шатёр. Это врата рая. Слева от врат поместили праотца Авраама.

Фрагмент композиции Страшный суд в Успенском соборе Московского Кремля
Фрагмент композиции Страшный суд в Успенском соборе Московского Кремля

Рядом с райскими вратами изображают апостола Петра с ключами.

Апостол Пётр
Апостол Пётр

Правая часть композиции изображает преисподнюю. Но наверху продолжается тема праведников, там мы увидим шесть других апостолов по левую руку от Христа.

Правая часть фрески Страшный суд
Правая часть фрески Страшный суд

Чуть ниже изображены грешники. Древний мастер одел их в иноземные одеяния. Здесь разглядим и восточную чалму, и европейское жабо.

фрагмент правой части композиции Страшный суд
фрагмент правой части композиции Страшный суд

Ещё один интересный персонаж правой части сцены - сатана с фигуркой Иуды на коленях.

Фрагмент фрески Страшный суд
Фрагмент фрески Страшный суд

Если быть совсем внимательным, то можно увидеть неприкаянного, который ещё только ожидает своего приговора, ждёт какие мучения ему уготованы за совершённые грехи. Заметили человека в белой набедренной повязке слева у столба? Он стоит, как неприкаянный.

-17

Есть в композиции изображение греховных царств - Римского, Персидского, Вавилонского и Македонского. Их показывают в виде их чудовищ.

-18

Если со всеми подробностями рассматривать композицию, то можно увидеть, как земля и вода отдают своих мертвецов. Часто на фреске изображают архангела Михаила, пророка Даниила и других библейских персонажей. О них я подробно рассказала в статье "Страшный суд" в Успенском соборе Московского Кремля.

Это пробная статья на тему православной живописи. Если будет интерес, расскажу о других росписях и сюжетах икон. Лайк?