Росписи каждой православной церкви, в большинстве случаев, следуют канону. Канон - это правило или строгие правила. Они предписывают способы изображения священных сюжетов. То есть художник чётко должен понимать, как изображать и где изображать библейские мотивы. Не скажу, что регламент неукоснительно соблюдается. Есть и исключения из правил.
Отступления от канона в православных храмах
Например, храмовая икона церкви по канону должна располагаться второй справа от царских врат. Предписание соблюдается в 90% древних православных церквей. Взгляните на иконостас Успенского собора Московского Кремля. Видите вторую справа от царских врат икону? Она главная, храмовая - "Успение Пресвятой Богородицы".
Но есть и исключения. Показываю фрагмент иконостаса Рождественской Строгановской церкви Нижнего Новгорода. По логике вещей второй иконой справа от царских врат должна быть икона Рождества. Но её переместили в другое место.
Ещё классический пример отступления от канона - иконостас Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Та икона, которую писал для храма Андрей Рублёв тоже помещена с небольшим сдвигом - не второй, а первой от царских врат.
А в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря храмовая икона и вовсе слева от царских врат.
Простите за отступление от темы. Хотелось показать, что даже в строгом церковном уставе случаются изменения. И если вы не увидели композицию "Страшный суд" на западной стене храма, поищите её в других местах. Возможно, она написана на галерее, или есть икона страшного суда.
Страшный суд в Успенском соборе
В Успенском соборе Московского Кремля композиция "Страшный суд" - это огромная фреска. Она занимает всю западную стену.
Фреска многофигурная, четырёхъярусная, со множеством деталей. Давайте рассмотрим её подробнее. В центре второго яруса восседает Христос - Царь Небесный и Судия земной. Он будет судить мир во время Второго Пришествия. Рука внизу держит весы.
На верхнем снимке внизу видны головы мужчины и женщины. Это наши прародители, Адам и Ева. Их изображают коленопреклонёнными.
Адама и Еву первыми призовут на суд Христа, как людей, совершивших первородный грех. Грех символически изображают в виде змея. с кольцами. Кольца - разные человеческие грехи.
Обратите внимание, что змей лижет пятку Адама, искушая его.
Теперь посмотрим в левую часть композиции.
Наверху изображают апостолов - они сидят с книгами в руках. Их шесть, другие шесть изображены в правой части фрески.
Внизу увидим шатёр. Это врата рая. Слева от врат поместили праотца Авраама.
Рядом с райскими вратами изображают апостола Петра с ключами.
Правая часть композиции изображает преисподнюю. Но наверху продолжается тема праведников, там мы увидим шесть других апостолов по левую руку от Христа.
Чуть ниже изображены грешники. Древний мастер одел их в иноземные одеяния. Здесь разглядим и восточную чалму, и европейское жабо.
Ещё один интересный персонаж правой части сцены - сатана с фигуркой Иуды на коленях.
Если быть совсем внимательным, то можно увидеть неприкаянного, который ещё только ожидает своего приговора, ждёт какие мучения ему уготованы за совершённые грехи. Заметили человека в белой набедренной повязке слева у столба? Он стоит, как неприкаянный.
Есть в композиции изображение греховных царств - Римского, Персидского, Вавилонского и Македонского. Их показывают в виде их чудовищ.
Если со всеми подробностями рассматривать композицию, то можно увидеть, как земля и вода отдают своих мертвецов. Часто на фреске изображают архангела Михаила, пророка Даниила и других библейских персонажей. О них я подробно рассказала в статье "Страшный суд" в Успенском соборе Московского Кремля.
Это пробная статья на тему православной живописи. Если будет интерес, расскажу о других росписях и сюжетах икон. Лайк?