Найти в Дзене
Зарина Асфари об искусстве

8 фактов о культуре ислама: мечети, керамика, миниатюры, ковры (часть 5)

Ислам – вторая по численности верующих религия в мире, а культура ислама – неиссякаемый источник утончённой красоты. Вопреки конфликтам и стереотипам, ислам и христианство объединяет многое, и я надеюсь, что моя серия публикаций поможет вам в этом убедиться. Я верю в то, что изучение культуры и искусства способно объединять людей и наводить мосты.

1. Когда Оттоманы взяли Константинополь (1453), они сделали из главного собора Византии – Айя-Софии – мечеть, сбили/забелили фигуративные мозаики и пристроили два минарета. В XVI веке добавили ещё два. В XIX веке под куполом повесили диски с именами Бога, Пророка и ранних халифов.

2. Синану (ок 1489-1588) Айя-София не давала покоя. Он был ведущим архитектором султана Сулеймана, который спонсировал строительную программу масштабов, невиданных со времён Римской империи.

Синан построил больше 300 объектов – школ, дворцов, больниц, бань, мостов, мечетей и прочая. Величайшим его достижением стала мечеть Султана Селима в западной Турции. Её строили с 1568 года, а закончили в 1575, когда Синану было под 90. «Купол больше, чем у Айя-Софии» – с гордостью отмечал Синан.

3. Центром керамического производства Оттоманской империи был Изник (бывшая византийская Никея) на северозападе Турции. Керамику расписывали глазурями чаще всего трёх цветов: красной, зелёной и синей на белом поле. Типичный мотив – цветочки внутри, кружочки-спирали-листочки по краю.

Нетипичный пример расписной тарелочки из Изника – с птицами. Скорее всего, это соловьи. В сочетании с розой – аллегория, широко распространённая в Оттоманской любовной лирике. Любопытно, что на одну розу – два соловья.

Тарелочка. 1575-1590 гг. Диаметр 28,4 см. Метрополитен, Нью-Йорк
Тарелочка. 1575-1590 гг. Диаметр 28,4 см. Метрополитен, Нью-Йорк

4. Эта 👇миниатюра Султана Мухаммеда «Двор Каюмарса» считается величайшим достижением персидской миниатюристики. «Двор Каюмарса» – иллюстрация к «Шахнаме» («Книге королей»), поэтизированной истории персидских правителей, написанной в X-XI вв. Шах Тахмасп заказал себе экземпляр, который иллюстрировало сразу несколько художников. Размер книжки внушает, Тимуриды таких не делали.

Табриз, Иран, ок 1525-1535, чернила, пигменты и золото на бумаге, размер страницы 47х31,8 см, музей Ага-Хана, Торонто
Табриз, Иран, ок 1525-1535, чернила, пигменты и золото на бумаге, размер страницы 47х31,8 см, музей Ага-Хана, Торонто

5. Ардебильский ковёр из Сафавидских королевских мастерских – тот случай, когда можно вместо кина смотреть ковёр. На нём есть автограф Максуда из Кашана – верный признак значимости ковроткаческого искусства в XVI веке. Ещё есть год – 946. То есть 1539/40 по-нашему. Ещё есть 25 млн (!!!) узлов.

6. Популярность ковров отчасти объясняется тем, что мусульмане молятся на коленях, касаясь лбом пола (кроме шиитов, но это отдельная история). У каждого есть свой компактный коврик, а лучший подарок для мечети – большой роскошный ковёр.

7. На западе восточные ковры высоко ценились что в XVI веке, что в XVII, что в наши дни. И если сегодня ими украшают полы, то в каком-нибудь XVI веке, раздобыв драгоценный восточный ковёр, европеец скорее накрыл бы им стол. Не топтать же такое сокровище!

8. Когда династия Сафавидов сделала своей столицей иранский Исфахан, они его застроили с таким размахом, что прибывавшие в город торговцы и дипломаты говорили: «Исфахан – это полмира». Вот, например, Королевская мечеть (1611-1638) в самом центре. Её было видно за пределами города!

Прочитайте, если пропустили, другие публикации из цикла – 11 фактов о культуре ислама, ещё 9 фактов, ещё 8 и ещё 6. Пишите, если хотите продолжения!