Найти тему
Блог TAM.BY

Открываем франшизу. Как заработать в маленьком городе с минимальным вложением?

Мечтаете стать предпринимателем в небольшом городе, но не знаете, с чего начать? Команда TAM.BY обратилась к курьерской компании «Ситилогика», более 5 лет работающей в Беларуси по франшизе российской компании «СДЭК».

Специалисты рассказали нам о выгоде франчайзинга на примере филиала по доставке в Солигорске. Поверьте, это будет полезным даже новичку!

О франчайзинге простыми словами

-2

Рыночные отношения продолжают развиваться и принимают новые (а главное — прибыльные) формы. Так, в позапрошлом веке в Америке зародился франчайзинг — устойчивая к кризису экономическая модель, построенная на сотрудничестве крупного бизнеса с мелким.

При франчайзинге владелец авторитетной компании позволяет открывать другим лицам филиалы от имени своей организации. А мелкие предприниматели, заинтересованные в вопросе, платят хозяину вознаграждения за пользование брендом.

-3

Чтобы понять, что такое франчайзинг, рассмотрим пример.

Вы планируете открыть бизнес в маленьком городе, но не имеете апробированной схемы по его ведению. В России есть зарекомендовавшая себя компания, которая хочет сделать бизнес более прибыльным и открыть филиал в другой стране.

Вам интересна сфера этой компании, и вы решаете купить франшизу: теперь на руках налаженная и «понятная» модель ведения бизнеса, а также возможность заработка от имени успешного бренда.

При покупке франшизы вы разово вносите паушальный взнос, далее платите владельцу роялти — ежемесячные платежи за пользование брендом. А также соблюдаете стандарты, установленные «старшей» компанией.

Мини-словарь франчайзинга

Франчайзер

— правообладатель компании. Дает разрешение пользоваться брендом.

Франчайзи

— предприниматель, который покупает разрешение на использование бренда.

Франшиза

— пакет прав по ведению бизнеса, одобренный франчайзером.

Паушальный взнос

— разовая выплата за приобретение франшизы.

Роялти

— ежемесячная плата, которая формируется разными способами: процент от выручки, фиксированная наценка и т. д.

Плюсы и минусы открытия франшизы

-4

Бизнес по франшизе выгоден обеим сторонам. Для растущей компании это новый путь развития и быстрая возможность перерасти в корпорацию. Для мелкого предпринимателя — мгновенный старт (без вложений на раскрутку), ведение бизнеса в своем городе по востребованному направлению.

Покупая франшизу, бизнесмен «защищен» от рисков банкротства намного больше, чем при самостоятельном стартапе. Также франчайзинг решает проблему с занятостью населения в маленьком городе, развивает экономику региона.

-5

Несмотря на плюсы открытия франшизы, франчайзи все же идет на риски. Если «старшая» компания теряет доверие потребителей или терпит банкротство, то страдает и предприниматель, купивший франшизу. Работает это и в обратную сторону: путем ошибок франчайзи может подорвать авторитет бренда, от имени которого работает.

Если так случилось, что франчайзер переживает не лучшие времена, то франчайзи не может досрочно отказаться от бизнеса без издержек и штрафов.

Также возможны конфликты между компанией и предпринимателем, если:

— франчайзи пользуется правами дольше, чем установлено документами;
— франчайзи объявляет о банкротстве и по договору не хочет платить компенсацию компании;
— франчайзи настаивает на исключительности, т. е. хочет пользоваться франшизой в регионе без конкурентов;
— франчайзи разглашает коммерческую тайну или заключает договор с конкурентом;
— франчайзер завышает закупочную стоимость продуктов;
— франчайзер вводит акции и распродажи без учета особенностей региона, что ведет к убыткам «дочерней» компании и т. д.

В данных случаях конфликты решаются в судебном порядке.

Какую франшизу открыть в маленьком городе

-6

Франчайзинг в Беларуси бывает нескольких видов: товарный, производственный, сервисный. Рассмотрим выгодные франшизы для небольшого города в зависимости от направления бизнеса.

1. Товарный франчайзинг. Достаточно востребованный и выгодный для франчайзера вид, т. к. позволяет компании продвигать бренд в регионе при минимуме затрат. Франчайзер либо развивает свои точки в городе, либо помогает финансированием, если франчайзи строит (приобретает) недвижимость.

Выгодно открывать: продовольственные и непродовольственные магазины, салоны одежды, техники, косметики, зоотоваров.

2. Производственный франчайзинг. Вид бизнеса, при котором франчайзер предоставляет оборудование, сырье (иногда собственного производства) и запатентованные технологии по его обработке.

Выгодно открывать: предприятия по производству напитков и продуктов питания, одежды, строительных материалов.

3. Сервисный франчайзинг. Нацелен на разные сферы обслуживания: красота, клининг, ремонт авто, ресторанное дело.

Выгодно открывать: точки питания (фастфуд, пиццерия, кафе), парикмахерскую, салон красоты, ремонт одежды, химчистку, ветклинику; сервис по ремонту автомобилей, доставку грузов, курьерскую доставку.

Рассмотрим открытие франшизы на примере курьерской компании

-7

Особенность сервисного франчайзинга в Беларуси в том, что под брендом предпринимателю передается технология выполнения услуги. Причем для открытия франшизы вы должны быть зарегистрированы как юридическое лицо или ИП.

Мы спросили у специалистов компании «Ситилогика» о подводных камнях открытия франшизы в Беларуси — и вот что из этого вышло.

1. Для открытия франшизы обязательно быть опытным «ипэшником» или достаточно зарегистрироваться как ИП новичку?

Предпринимательская деятельность (ИП) или открытие предприятия так или иначе предполагает ведение бухгалтерского учета, взаимодействия с банками, налоговой инспекцией и прочими государственными службами.

Поэтому надо знать, как взаимодействовать с ними, какую систему налогообложения применять и т. д. Нужен либо маломальский опыт коммерческой деятельности, либо опытный коуч, помощь которого позволит избежать ошибок.

2. На какой срок выгодно открывать франшизу в регионе?

— Ведение бизнеса по франшизе ничем не отличается от обычного бизнеса. Срок будет определяться прибылью, которую получаете. Если вы развиваете свой бизнес, вкладываете силы и средства (и это приносит прибыль обеим сторонам), то всем будет выгодно и вам, и владельцу франшизы.

-8

3. С какими трудностями столкнулись при открытии франшизы в Беларуси?

Главные трудности и были связаны с нехваткой опыта работы в бизнесе как таковом. Все приходило через опыт и ошибки. Сразу нужно понимать, что покупка франшизы не предполагает получение моментальной прибыли. Это кропотливая, трудная работа.

4. Почему появилась необходимость открыть курьерскую доставку в Солигорске? Какие критерии повлияли на принятие решения?

Франшиза «СДЭК» перспективна в Беларуси. Пока охват территории Беларуси у компании не очень большой, что оставляет много точек для роста бизнеса. Учитывая, что Солигорск молодой город, в котором живут молодые энергичные люди, которые активно покупают в Интернете, мы решили открыть пункт доставки в Солигорске.

Эти услуги позволят покупать товары в интернет-магазинах России, Казахстана и других странах. А также становится доступной недорогая доставка посылок для частных лиц в Россию, Казахстан, Армению.

-9

5. Что учесть при открытии франшизы в маленьком городе?

1. Общая деловая активность в городе. Если говорить о специфике франшизы по доставке, то нужно трезво оценить: есть ли потребители данной услуги в городе. Маленькое население города и нехватка рабочих рук окажут негативное влияние на развитие бизнеса.

2. Наличие или отсутствие конкурентов (прямых и косвенных). Если в вашем городе есть пункты выдачи интернет-магазинов или иных служб доставки, то это хороший признак. Значит, услуги доставки востребованы.

3. Доступность помещений для организации пункта выдачи заказов. Чем ближе вы находитесь к «проходным» местам, тем больше шансов заработать. Не маловажный фактор стоимость аренды.

Франшиза – это не гарантия, а возможность с более высокой степенью успеха.

Фото носят иллюстративный характер. Источник: unsplash.com.

-10

«Ситилогика» — частная белорусская компания курьерской и экспресс-доставки, входящая в состав российской компании «СДЭК». Компания осуществляет быструю доставку в России, Казахстане, позволяя физическим лицам и интернет-магазинам отслеживать заказы в режиме реального времени. С 2015 года «Ситилогика» начала работать в Минске, а с 2019 года открыла новый офис в Солигорске.