К концу 80-х гг. ХХ в. межнациональные отношения и этнополитические процессы в бывшем СССР крайне обострились. Они угрожали не просто благополучию граждан разных национальностей и вероисповеданий, но и угрожали национальной безопасности огромной страны. В декабре 1991 г. самая огромная держава мира распалась и на ее территории образовались самостоятельные суверенные признанные и непризнанные мировым сообществом государства из числа бывших советских союзных республик и автономных образований. Межнациональные отношения при этом сохранили устойчивую напряженность и во многих регионах бывшего СССР они переросли в межнациональные конфликты и межнациональные войны. Наиболее кровопролитные и продолжительные конфликты и войны имели место в Нагорном Карабахе (так называемый «армяно-азербайджанский конфликт») и на территории бывшей Грузинской ССР, где противостояние между тбилисским режимом с Абхазией и Южной Осетией достиг крайнего предела. Замечу, что с 1991 года, т.е. с обретения независимости и суверенитета, Грузия устраивала межнациональные войны на территориях как Абхазии, так и Южной Осетии. Тбилисский режим в те годы допускал серьезные стратегические ошибки и просчеты, которые в конечном итоге привели к развалу территориальной целостности Грузии.
В мае 1920 г. осетинский народ оказался разделенным на «северные» и «южные». Северные осетины составляют основное население Республики Северная Осетия – Алания, а южные осетины - основное население независимой суверенной Республики Южная Осетия. Свою независимость южные осетины провозгласили де-юре в начале 90-х гг. ХХ в. А де-факто независимость была признанна 26 августа 2008 г. после развязанной тбилисским режимом войны против Южной Осетии под кодовым названием «Чистое поле».
В Грузии всегда были серьезные проблемы в сфере национальной политики и межнациональных отношений. Многолетний опыт анализа данной проблемы позволяет утверждать, что с приобретением независимости и суверенитета Грузия всегда стремилась расширить свои владения, распространить свое влияние на соседние народы, особенно малочисленные, которых, как правило, рассматривала с позиции «мини-империи» (выражение Нобелевского лауреата А.И. Солженицына в отношении Грузии). В 1920 г., будучи уже суверенным, независимым государством, Грузия учинила геноцид в отношении абхазов в Абхазии и осетин в Южной Осетии. Об этом рассказал сам палач абхазского и осетинского народов, грузинский генерал Валико Джугели в книге «Тяжелый крест (записки народногвардейца с предисловием Е.Гегечкори)». Геноцид абхазов и осетин в 1920 г., а также в начале 90-х гг. ХХ в. и в 2008 гг., устроенный тбилисским режимом, получил широкое освещение в исторической и правовой литературе. Таким образом, в «территориально целостной» Грузинской ССР в советские времена проживали не только сами этнические грузины, проводившие в основной своей массе имперскую великодержавную шовинистическую политику, но и десятки различных народов, многие из которых уже в древние времена и в средневековье имели традиции государственности. К ним можно отнести абхазов и южных осетин. Тем не менее, в составе «территориально целостной» Грузинской ССР национальные интересы и запросы, как абхазов, так и южных осетин существенно подавлялись. Причин для этого было много, в первую очередь, они были надуманными и не выдерживали серьезной критики. К концу ХХ века в бывшей Грузинской ССР резко обострились межнациональные отношения. К их причинам следует, на мой взгляд, отнести грузинский шовинизм, пропаганду «величия» грузинской нации и ее «превосходство» над осетинами, абхазами, армянами, азербайджанцами и другими народами. Заметим, что некоторые из них, например, абхазы и южные осетины в самом начале 20-х гг. ХХ в. оказались по волюнтаристскому решению партийно-советских властей Советской России в составе «территориально целостной» Грузинской ССР. Обращаю особое внимание на то, что за все время советской власти южные осетины проявляли аргументированное недовольство шовинистической политикой грузинских властей, которые всячески старались держать на вторых, а то и на третьих ролях южных осетин. В Цхинвале всячески боролись против грузинского диктата, добиваясь политико-правового равноправия в межнациональных отношениях. В конце 80-х гг. ХХ в., когда политика перестройки стала набирать обороты, в Южной Осетии решили усилить национально-освободительную борьбу. К этому времени сформировалось мощное сепаратистское движение в Грузинской ССР, целью которого было ее отделение от СССР. В 1989-1991 гг. (до распада СССР) Верховный Совет Грузинской ССР принял важнейшие решения, отменявшие законы, принятые Советской Грузией после февраля 1921г., т.е. после установления советской власти. Среди отмененных законодательных актов следует отметить и такой важнейший, как Договор от 30 декабря 1922г. «Об образовании СССР». Так, в Постановлении Верховного Совета Грузинской ССР о гарантиях защиты государственного суверенитета Грузии от 9 марта 1990 г. подчеркивалось: «Рассмотрев проект закона СССР об учреждении поста Президента СССР и внесение соответствующих изменений в Конституцию (Основной Закон) СССР, Верховный Совет Грузинской Советской Социалистической Республики считает, что:
- согласно ст.70 Конституции (Основного Закона) СССР и соответствующим статьям Конституций (Основных Законов) союзных республик, союзные республики являются суверенными государствами. Следовательно, в условиях президентского правления Грузия, как суверенное государство должна иметь своего Президента. Наличие поста Президента СССР при отсутствии поста Президента Грузии является отрицанием существования Грузии как суверенного государства;
- ст.127 законопроекта допускается избрание Президента СССР и в том случае, если его кандидатура отвергнута большинством голосов меньшинства союзных республик. Это значит, что Президентом СССР, а следовательно и Грузии, как входящего в состав СССР государства, может стать неприемлемое для Грузии лицо;
- Президент СССР не должен быть гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, ибо эту обязанность должен исполнять глава соответствующего суверенного государства – союзной республики;». Верховный Совет Грузинской ССР уже тогда позаботился о политико-правовой основе выхода из состава СССР. Далее будет сказано о так называемом абхазском и юго-осетинском сепаратизме, который подвергался суровой критике со стороны Верховного Совета Грузинской ССР, а также научной общественности, различных религиозных и национальных объединений, которые были заинтересованы в выходе Грузинской ССР из состава бывшего Советского Союза. При этом апологеты «территориальной целостности» бывшей Грузинской ССР, ратовавшие за выход из состава СССР и фактически занимавшиеся сепаратистской деятельностью, забыли о собственных и достаточно крепких сепаратистских корнях.
Следует обратить особое внимание на то, что в большинстве важнейших постановлений и законов, принятых Верховным Советом Грузинской ССР в 1989 – 1991 гг., как правило, Советская Россия, Советский Союз упоминаются как «агрессоры», «оккупанты», в лучшем случае, как «недружественные» государства, которые тем и занимались, что «препятствовали строительству» свободной, суверенной, демократической Грузии. Так, в Постановлении Верховного Совета Грузинской ССР о гарантиях защиты государственного суверенитета Грузии сказано о том, «что ввод войск советской России в Грузию в феврале 1921 г. и занятие всей ее территории являлись с правовой точки зрения военным вмешательством (интервенцией) и оккупацией с целью свержения существующего политического строя, а с политической точки зрения – фактической аннексией; осуждая оккупацию и фактическую аннексию Грузии Советской Россией как международное преступление, Грузия стремится (Верховный Совет Грузинской ССР - авт.) к аннулированию последствий нарушения Договора от 7 мая 1920 г. для Грузии и к восстановлению прав Грузии, признанных Россией этим Договором». Здесь не трудно заметить одностороннюю интерпретацию прав Грузии, ее суверенитета и многолетних взаимоотношений с советским государством. Сепаратизм высшего руководства Грузинской ССР проявился в том, что Верховный Совет Грузинской ССР объявил «незаконными и недействительными Союзный рабоче-крестьянский договор между Грузинской ССР и РСФСР от 21 мая 1921 г. и Договор об образовании Федеративного Союза Социалистических Советских Республик Закавказья от 12 марта 1922 г.». Подчеркну и то, что Постановление Верховного Совета Грузинского ССР от 9 марта 1990 г. обязывало начать «переговоры о восстановлении независимого Грузинского государства, поскольку Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик от 30 декабря 1922 г. является в отношении Грузии незаконным».
Демагогия, как правило, сопровождается фальсификацией фактов, оформляется внешне правдоподобной, но фактически подтасованной аргументацией. Этим средством активно пользовались грузинские сепаратисты, национал-экстремисты во главе с З.Гамсахурдиа, стремившиеся в одностороннем порядке, вопреки Конституции СССР, выйти из состава СССР и при этом еще уничтожить Южную Осетию. Руководители постсоветской Грузии своими необдуманными и волюнтаристскими решениями, развязанными на территории Абхазии и Южной Осетии войнами, своей реакционной национальной политикой, геноцидной сутью подводили южных осетин и абхазов к независимости, а собственный грузинский народ к бессмысленным кровопролитным войнам. В этой связи весьма интересным представляется мнение такого авторитетного ученого, политика, дипломата и государственного деятеля, как Е.М. Примаков, который подчеркивал: «Если бы не было военной акции Саакашвили против Южной Осетии (война Грузии против Южной Осетии в августе 2008 г.-Авт.), вряд ли встал бы вопрос о признании Россией Южной Осетии и Абхазии. В апреле до нападения на Цхинвал грузинский президент планировал ударить по Абхазии. Мне говорил об этом посол США в России, сидя здесь, в этом кабинете. По его словам, американцы тогда удержали Саакашвили. А в середине прошлого лета (2008 г.-Авт.) госсекретарь Кондолиза Райс летала в Тбилиси и уговаривала Саакашвили не предпринимать боевых действий против Южной Осетии, в которых он не сможет победить. Но Саакашвили был связан не с Бушем и Райс, а с антироссийским настроенным вице-президентом Диком Чейни и окружавшими его неоконсерваторами.
Признание независимости Цхинвала до сих пор вызывает немало критики и внутри страны, и зарубежом. Но у России был ограниченный маневр. Саакашвили заявил, что в одностороннем порядке выходит из соглашения 1992 г., по которому наши миротворцы находились в Южной Осетии. Одновременно Грузия прекратила членство в СНГ, а это лишало юридической базы пребывания российских миротворческих сил в Абхазии. Оставить воинские подразделения России в Абхазии и Южной Осетии (чего настойчиво требовала обстановка) можно было лишь признав независимость двух республик и вслед за тем подписав договор о сотрудничестве с соответствующими военными статьями, на основе которых сохраняется наше присутствие в регионе. Дальнейший «распорядок действий» стал вынужденным». С таким компетентным и, на мой взгляд, объективным мнением происходивших в августе 2008 г. на Кавказе событий трудно не согласиться. Тем более, что мнение Е.М. Примакова подтверждается и многими другими неоспоримыми фактами. При всей своей симпатии к Грузии, Е.М. Примаков подтверждает очевидные факты того, что З.Гамсахурдиа был «ярым националистом», что Э.Шеварднадзе «не смог уберечь Грузию от войны с Абхазией в 1992-1993 гг., а М. Саакашвили является «безответственным и неуравновешенным» президентом Грузии. Оценки, данные Е.М. Примаковым, совпадают с оценками автора настоящей статьи.
Таким образом, национальная политика и межнациональные отношения в бывшей Грузинской ССР оказались наиболее уязвимыми и привели к фактическому развалу государства. На просторах бывшей Грузинской ССР возникли три независимых суверенных государства: Абхазия, Грузия и Южная Осетия. Анализ этой проблемы представляется в высшей степени интересным и поучительным, тем более, что и Украина в постсоветский период повторяет многие ошибки в национальной политике и межнациональных отношениях. Украине, как в 90-е гг. ХХ в. Грузии, необходимо было проводить более гибкую и продуманную национальную политику, больше учитывать интересы регионов и сворачивать государственное строительство в сторону федеративного устройства.
Валерий ДЗИДЗОЕВ, доктор исторических наук, профессор
Руслан ДЗИДЗОЕВ, кандидат исторических наук