Найти в Дзене
Зарина Асфари об искусстве

11 фактов о культуре ислама: история, архитектура, хадж, минбары и михрабы (часть 1)

Ислам – вторая по численности верующих религия в мире, а культура ислама – неиссякаемый источник утончённой красоты. Вопреки конфликтам и стереотипам, ислам и христианство объединяет многое, и я надеюсь, что моя серия публикаций поможет вам в этом убедиться. Я верю в то, что изучение культуры и искусства способно объединять людей и наводить мосты.

1. Когда Мухаммед пришёл в Мекку с десятитысячной армией, он не только уничтожил врагов, но и очистил Каабу от языческих идолов. Отсюда пошло избегание фигуративности в религиозном искусстве (свойственное также иудаизму и некоторым периодам и формам христианства).

Кааба
Кааба

2. Поскольку фигуративность чаще всего не жаловали, в мусульманских странах достигла небывалых высот орнаменталистика. Все эти растительные и геометрические переплетающиеся орнаменты в архитектуре и искусстве европейцы прозвали арабесками.

3. К началу восьмого века мусульманская армия успела пройти через Персию, Египет, провинции Византии Сирию и Палестину, дойти до Индии, завоевать Северную Африку и Испанию. Что они делали с христианами и иудеями на захваченных территориях? Облагали налогом, накладывали ограничения на то, как положено одеваться и где можно работать и... защищали, ибо и те, и другие, и третьи Люди Писания, а не язычники какие-нибудь.

4. В основу плана мечети лёг дом Пророка в Медине. Сейчас он ого-го, а в седьмом веке был попроще: квадрат с внутренним двором, по восточной стене жилые комнаты, по южной – крытая соломой галерея на пальмовых стволах. В её тени молились верующие, а Мухаммед вещал с низкой платформы.

Аль-Масджид ан-Набави, Медина. Место погребения пророка Мухаммеда
Аль-Масджид ан-Набави, Медина. Место погребения пророка Мухаммеда

5. Одна из причин, почему ислам так быстро захватил полмира, в том, что он довольно прост. Любой мусульманин должен соблюдать пять правил: верить в то, что Бог един и Мухаммед пророк его; молиться пять раз в день в сторону Каабы; платить налог в 1/40 дохода; не есть днём в Рамадан. Пятое правило – для тех, кто может себе это позволить. Хорошо бы хоть раз в жизни отправиться в паломничество в Мекку (хадж) и поцеловать чёрный камень внутри Каабы. Одеться надо просто, чтобы стереть классовые различия. А под занавес принести в жертву животное.

Мекка во время хаджа
Мекка во время хаджа

6. Конец хаджа отмечают праздником ‘Id al-Adha, который у нас известен как Курбан-Байрам, праздник жертвоприношения. Жертвой обычно становится овца. Так мусульмане чтут память о том, что Авраам был готов принести в жертву своего сына по велению Бога.

Уильям Блейк. Из серии "Иллюстрации к Библии". Авраам готовится к жертвоприношению Исаака. 1783 год. Музей изящных искусств, Бостон
Уильям Блейк. Из серии "Иллюстрации к Библии". Авраам готовится к жертвоприношению Исаака. 1783 год. Музей изящных искусств, Бостон

7. В 750-1258 исламским миром правил клан Аббасидов. Именно тогда больших высот достигла медицина, математика, естественные науки, философия, литература, музыка и искусство. Аббасиды были весьма толерантны к этническому многообразию мусульманского мира, они восхищались культурой Древнего Рима и вполне современных Византии, Персии, Индии и Китая, а потому охотно апроприировали художественные стили и техники. Посему искусство ислама эклектично.

Yahya ibn Mahmud al-Wasiti. Иллюстрация к седьмой макаме (плутовской повести) Al-Hariri. Из манускрипта 1237 года. Национальная библиотека Парижа
Yahya ibn Mahmud al-Wasiti. Иллюстрация к седьмой макаме (плутовской повести) Al-Hariri. Из манускрипта 1237 года. Национальная библиотека Парижа

8. В X веке исламский мир распался на отдельные королевства, которыми правили независимые халифы. Одному достался Ирак, другому Тунис и Египет, третьему Испания и Португалия, известные тогда под общим названием аль-Андалус. Такой поворот благотворно сказался на художественном разнообразии.

9. На фото ниже михраб XIV века из Ирана. Сегодня он стоит в музее Метрополитен в Нью-Йорке. А вообще ему полагается стоять в мечети и указывать направление, в котором следует совершать молитву. Традиция обозначать святое место нишей старше ислама: так делали христиане, иудеи и даже римляне.

Михраб из Исхафана, Иран. 3,43 x 2,89 м. 1354–1355 г. Метрополитен, Нью-Йорк
Михраб из Исхафана, Иран. 3,43 x 2,89 м. 1354–1355 г. Метрополитен, Нью-Йорк

10. Мечеть Омейядов в Дамаске (705-715 гг) – одна из старейших и крупнейших мечетей в мире. Её фундамент и колонны опять же старше ислама – раньше здесь был римский храм. И эта преемственность очевидна. А над мозаиками, вероятнее всего, трудились византийские мастера из Константинополя.

11. Великий проповедник Ибн Марцук (1311-1379) проповедовал с 48 минбар – деревянных ступенек, которые в мечети ставят рядом с михрабом. Так вот он писал, что самые красивые – в Кутубии (Марракеш) и в великой мечети Кордобы.

Делитесь в комментариях своими открытиями и ждите следующую серию через неделю!