Рассказ из моего Живого журнала от 2011 года. Первая часть здесь.
Продолжение истории про Ульяновский музей истории гражданской авиации России. Теперь исторические экспонаты.
Ту-114 — первый советский межконтинентальный авиалайнер, созданный на основе бомбардировщика Ту-95.
Самое любопытное, что 35 пассажирских Ту-114 уже давно в музеях (или попилены), а 60 Ту-95 по-прежнему готовы обкидать наших врагов бомбами и ракетами. B-52 у потенциального противника еще постарше и некоторые машины вообще напоминают летающие музеи ибо им лет по пятьдесят.
Ту-116 — тоже пассажирский вариант, но уже изначально создававшийся как правительственный борт.
Никите Хрущеву самолет не понравился и его передали армейцам. Их всего было сделано несколько штук и один из них — здесь.
Ту-124 (именно 124, а не 134). Переходный самолет «Аэрофлота», внешне похожий на Ту-104.
Заглянем.
Его можно посмотреть и изнутри. Обращает на себя внимание очень(!) просторный салон. Было ли так же на линейных бортах «Аэрофлота»?
В кабину мало того, что можно зайти, там можно везде и посидеть.
В том числе на месте штурмана, в стеклянном носу.
Говорят, что на посадке штурманы старались уходить с этого места — уж очень страшно.
Ту-104А. «Аэрофлот» 60-х немыслим без него.
Этот борт тут называют «Правительственный». На самом деле он вовсе не хрущевско-брежневский, а принадлежал специальному военному авиаотряду, возящему руководство ОВД и министерства обороны СССР. Салон действительно очень не похож на обычный пассажирский.
Тут и столовая-буфет, ...
...и комната-салон, ...
И прочие удобства.
Для обыкновенных пассажиров тоже есть места.
Кабина удивительно просторная.
Экипаж — пять человек, но разместиться могут все восемь. А штурвалы-то, штурвалы!!! Очень старая, округлая форма, сейчас они совсем не такие.
Штурманское место явно взято с бомбардировщика. Одна лампа чего стоит.
С погодой не повезло, единственный за всю поездку дождь выпал именно на посещение авиамузея.
А теперь мы идем к НЕМУ! Самолет Ту-144 СССР-77110 – гордость экспозиции и основной предмет паломничества фанатов. Этот борт был не просто испытательным, а совершал и линейные пассажирские рейсы в Алма-Ату. К тому же, у него полностью сохранился пассажирский салон. Такого нет даже в Монино.
Заход в салон осуществляется через аварийный люк с крыла. На крыло забираемся по стремянке.
Салон трехклассный. Не совсем обычные кресла по схеме 3+2 (эконом?),
Попросторнее со схемой 2+2 (бизнес?) . Фото я куда-то задевал.
И своеобразные мягкие диванчики-купе на четырех человек (1-й класс?).
Кабина по сравнению с Ту-104 или Ту-124 шагнула в просто в космос.
Конструкторы 1965-68 года явно чувствовали тенденции развития мировой авиации (форма штурвалов, экраны, малое количество приборов) и, видимо, сами ее и определяли.
Неиллюзорно доставляет обмотанная изолентой боковая ручка для открывания форточки.
Посмотрите на кабину. Это 1968 г. 1968 год!
Воздухозаборники.
Передняя стойка шасси, высотой в три человеческих роста.
Киль похож на парус.
Красавец!
И сейчас его контуры — неземные.
В экспозиции есть и Ан-24 и Ан-26. Это — Ан-26.
Ил-18.
Из обыкновенных аэрофлотовских лошадок есть еще Ил-14 в красной окраске и Як-40.
Собирают потихонечку и военные самолеты. Вот разжились МиГ-31.
Еще есть Л-29 и Ил-28.
А вот творчество энтузиастов. АНТ-4.
Реплика. То есть вновь собранная модель.
UPD: Я все наврал, смотрите, что пишет Википедия:
В 80-х годах XX века на острове Диксон был обнаружен Г-1 с бортовым номером СССР-Н227, потерпевший аварию в 40-х годах (разрушилась стойка шасси). Группа специалистов и курсантов Выборгского авиационно-технического училища отправилась в августе 1985 года на Диксон. К месту аварии их забросили на вертолёте. Они отстыковали кабину с частью фюзеляжа и левый двигатель. Следующими рейсами вывезли на Ми-8 оба мотора и остальные части. С Диксона двигатели и кабину с частью фюзеляжа доставили на Ил-76 в Выборг, где самолёт был полностью восстановлен. После этого Г-1 с бортовым номером СССР-Н317 стал экспонатом музея гражданской авиации в г. Ульяновске, где хранится и сегодня.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%9D%D0%A2-4#.D0.93-1_.28.D0.A2.D0.91-1.29_.D0.B2_.D0.BC.D1.83.D0.B7.D0.B5.D1.8F.D1.85
Постарался перечислить все экспонаты, хотя за почти десять лет могло что-то и добавиться. Всем музей рекомендую, отношение персонала (если вы приличный человек) совершенно сыновнее. Когда-нибудь сюда будут сдавать старые «Боинги» и «Эйрбасы» современные российские авиакомпании, да.
И на Суперджет места тоже хватит.