«Подняли они в поле паруса…»
Одно из самых ярких летописных сказаний кажется и самым невероятным.
907 год от Рождества Христова. Войско великого князя Олега Вещего (множество ратников, 2000 ладей) подошло к столице Византии – Константинополю. «Греки же замкнули Суд, а город затворили […] И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено»…
Дальше – проза средневековой жизни. Счастливо избежав отравления (видимо, благодаря своим вещим способностям), Олег взял богатый выкуп, заключил мир с византийцами и на долгую память о себе прибил свой щит к вратам Царьграда.
Щит вполне мог быть к ним приколочен. Гвоздями. Однако нас с вами интересует, насколько достоверен рассказ о ладьях на колёсах.
По моим наблюдениям, читатели «Повести временных лет», где был изложен этот эпизод, делятся на три группы. В первую входят те, кто убеждён: всё было именно так, как поведал черноризец Нестор! Во вторую – те, кто не верит ему ни на грош. Третью группу составляют знатоки истории, которые считают, что летописец добросовестно заблуждался. Он просто не понимал, о чём пишет. Зато они, эксперты, могут всё объяснить без лишних фантазий!
«Реалистичную» версию мы рассмотрим в следующей статье, а пока разберёмся с аргументами скептиков. Хотя аргумент, по большому счёту, один: этого не было, потому что быть не могло. Ха-ха, говорят маловеры, приделайте колёса к океанской яхте и посмотрите, далеко ли она уедет! Или поднимите парус над фурой! Ха-ха!
Насчёт фуры не знаю, зато своими глазами видел, как порыв штормового ветра протащил по дороге грузовой фургончик. Парусов там не было – парусил кузов. Камчатские пурги, они такие!
Но это так, к слову пришлось. А вообще, колёса к яхтам и паруса к повозкам приделывали неоднократно. Ничего мудрёного в этом нет.
От «гаагского чуда» до песчаных яхт
Ещё в 1600 году учёный голландец Симон Стевин показал публике свой первый парусник на четырёх колесах. Восхищённые новинкой сограждане назвали её «гаагским чудом», но в скором времени чудо стало привычным явлением, чем-то вроде нашей «маршрутки».
Стевинские ветроходы, разгонявшиеся до 30 км/ч, перевозили (при попутном ветре, понятно) два-три десятка пассажиров вдоль берега, от города Петтена до Шевенингема и обратно, а это, между прочим, около 60 вёрст в одну сторону. А принц Оранский катал знакомых дам на сухопутной яхте, которую построил тот же Стевин. К сожалению, я не сумел выяснить, кто из братьев Оранских так развлекался – Филипп-Вильгельм или Мориц. Оба они знали Стевина, а Мориц даже сделал инженера своим личным советником. Можно предположить, что для него Симон и соорудил яхту на колёсах, однако утверждать не берусь.
Есть упоминания о древнекитайских сухопутных судах, но стоит ли им доверять – вот вопрос. В древнем Китае чего только не было, вплоть до боевых ракет на зависть нашим «Калибрам»!..
Зато точно известно, что в XIX и даже ХХ веке везде, где были железные дороги, по ним носились шустрые дрезины под парусами. В России, США, Норвегии, Великобритании, Германии…
А в 1969 году состоялись первые гонки лёгких песчаных яхт. Трасса того ралли прошла по пескам Сахары.
Ответ отрицательный!
Значит, ладьи Вещего Олега действительно могли пройти на колёсах от моря до стен Царьграда?
Увы, нет. Не могли. По очень простой причине.
Вы, конечно, заметили, что во всех случаях, о которых идёт речь, сухопутные суда едут по пляжу или пустыне, или по рельсам. То есть – преимущественно по гладкой ровной поверхности.
В окрестностях Константинополя (нынешнего Стамбула) столь благоприятных условий нет и никогда не было. Рельеф вокруг города холмистый. Русским кораблям пришлось бы преодолевать пересечённую местность, да ещё и на подъём. Застряли бы Олеговы ладьи на первой же сотне шагов, тут и спорить не о чем.
Хотя…
Продолжение темы – в нашей следующей статье.
Автор не считает своё мнение единственно верным и никому его не навязывает.